География транспорта России

Россия располагает большей сетью судоходных внут­ренних водных путей), общая протяженность состав­ляет 75 тыс. км), относящихся к разным речным бас­сейнам.

Более половины перевозок грузов и пассажиров реч­ного транспорта страны приходится на реки Волго-Камского бассейна. Основные составляющие этого транспор­тного пути - Волга (самая крупная в европейской части река протяженностью 3531 км, из которых около 3 200 км от Ржева до Астрахани судоходны), Кама (протяжен­ность ее судоходной части 1 614 км), Ока (длина ее су­доходной части 1 170 км) и канал им. Москвы, обеспе­чивающий связь р. Москвы с Волгой. Волга также со­единена Волго-Донским судоходным каналом с Доном, а Волго-Балтийский водный путь связывает Волжскую систему с Балтийским морем. Наиболее крупные порты Волго-Камского бассейна - Москва, Ярославль, Ниж­ний Новгород, Казань, Самара, Саратов, Волгоград, Ас­трахань. Ведущее место в структуре перевозок в этом бассейне занимают строительные материалы (около 60% всего объема), лесные и нефтяные грузы, уголь и зерно. Лесные грузы идут в плотах и судах из районов европейского севера (по Волго-Балтийскому водному пути), с Верхней Волги и Камы в районы Нижнего Поволжья и на Северный Кавказ. Уголь в порты бассейна (с пере­валкой с железной дороги в Пермь, Саратов, Самару и др.) поступает в основном с Кузбасса. Потоки нефтяных и хлебных грузов идут в обоих направлениях. Соль (с Баскунчакских соляных озер), рыбу (из Каспийского моря), бахчевые культуры (с Астраханской и Волго­градской области) перевозят вверх по Волге. В Волго-Камском бассейне действует много транзитных, мест­ных пригородных и внутригородских линий перевозки пассажиров.

Следующее место по объему выполняемой работы на внутренних водных путях страны занимает Западно-Си­бирский бассейн, основная магистраль которого — Обь с Иртышом - связывает южные и центральные районы Западной Сибири с районами Крайнего Севера. Круп­нейшие порты на Оби - Новосибирск, Барнаул, Томск, Сургут, Салехард, Уренгой, Лабытанги, на Иртыше — Омск, Тобольск, Тюмень, Ханты-Мансийск. Характер и направление перевозок грузов во многом связаны с ос­воением нефтяных и газовых месторождений, лесных ресурсов района (с юга района на север поступают тру­бы и буровое оборудование, строительные материалы, уголь и др., в обратном направлении идут, в основном, лес и нефтяные грузы). По рекам транспортируют так­же грузы (в глубинные районы Сибири), доставленные по Северному морскому пути, В структуре перевозок бассейна преобладают лес (более половины), строитель­ные материалы, нефть и нефтепродукты, уголь, соль, зерно, продовольственные и промышленные товары.

Реки Северного и Северо-Западного районов (Север­ная Двина с притоками Вычегдой и Сухоной, Мезень, Печора, Свирь, Нева, Беломоро-Балтийский канал) иг­рают очень важную роль в хозяйстве страны. По ним идет мощный поток леса, железной руды, апатитового концентрата (с Кольского полуострова, из Карелии, Архангельской области, Республики Коми). Из других грузов больше всего перевозят строительные материа­лы, уголь, нефть и нефтепродукты, соль и зерно. Вели­ки и пассажирские перевозки (выделяются пассажир­ские линии из Санкт-Петербурга в Москву и на Верх­нюю Волгу). Главные порты на Северной Двине - Ар­хангельск и Котлас, на Печоре - Печора и Нарьян-Мар, на Неве — Санкт-Петербург, на р. Мезень — Мезень.

Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8 9 10

Публикации по географи

Центральный федеральный округ
Республика Саха (Якутия) - субъект Российской Федерации, входит в состав Дальневосточного федерального округа, образована 27 апреля 1922 года. С высоким уровнем природно-ресурсного экономического потенциала. Сто ...

Проблемы и перспективы развития Северо-Кавказского экономического региона
Северо-Кавказский экономический регион, несомненно, имеет огромное значение как для экономики, так и для общего благосостояния страны. Ведь до одной трети всего материального производства по отношению к общеро ...

Разделы сайта