География транспорта России

Бассейн Северного Ледовитого океана включает Бе­лое, Баренцево и Карское моря. Основная задача флота и морских портов Северного бассейна — обеспечение внеш­неторговых связей с государствами Европы и Америки, транспортно-экономическое обслуживание районов, при­легающих к западной части Северного морского пути (се­верные районы европейской России и Сибири). Условия плавания на морях бассейна затрудняются тем, что на большую часть года они замерзают. Исключение — юго-западная часть Баренцева моря, находящаяся под влия­нием теплого течения Гольфстрим. Самый крупный порт Баренцева моря — Мурманск не замерзает и работает круг­лый год. На Белом море самый крупный порт - Архан­гельск, специализирующийся на лесоэкспорте из России. На эти два порта приходится более половины грузообо­рота всего бассейна и основная доля приема и отправле­ния экспортно-импортных грузов. В экспорте преоблада­ют древесина, руды цветных металлов, уголь, апатитовый концентрат, пушнина, рыба. Импортируют метал­лы, хлебные грузы, сахар и др. Важное значение в обес­печении судоходства по каботажным линиям Белого, Баренцева и Карского моря имеют порты Онега, Мезень, Нарьян-Мар, Амдерма, Диксон, Игарка, Дудинка, Ха­танга. По каботажным линиям возят лес, строительные материалы, уголь, хлеб, пушнину, нефтепродукты, про­довольственные грузы и др.

Перевозка пассажиров по каботажным линиям Севе­ра не получила большого распространения.

Балтийский бассейн так же, как и Северный, имеет важное значение в осуществлении морских связей Рос­сии со странами Европы и Америки. Внешнеторговые перевозки доминирующие (более 90% грузооборота). Ос­новные экспортные грузы — нефть и нефтепродукты, лес, металлы, апатиты. В импорте преобладают маши­ны и оборудование, продовольственные товары. Малый каботаж между русскими портами бассейна невелик. Большое значение имеют перевозки грузов в Баренце­во, Белое и Черное море (большой каботаж), перевозки пассажиров на международных линиях. Основные пор­ты на Балтийском море — Санкт-Петербург с грузообо­ротом 11 млн т и небольшие по мощности перерабаты­ваемых грузов — Калининград (незамерзающий) и Вы­борг. Санкт-Петербург - универсальный порт, он и круп­нейший на Балтике из российских портов по перевоз­кам пассажиров. Пассажирские линии связывают Санкт-Петербург и Калининград, Санкт-Петербург — многие страны мира. На Балтике в Финском заливе ведется строительство трех современных портовых комплексов — в Лужской губе — 35 млн т, в Приморске — 45 млн т и в бухте Батарейной — 15 млн т. Их наличие разгрузит Петербургский порт, улучшит возможности для внеш­неторговых связей России с другими государствами.

Каспийское море в основном используется для свя­зей России со странами СНГ (Республики Азербайджан, Казахстан, Туркменистан) и Ираном. Зимой северная часть моря, прилегающая к районам России, замерзает и навигация прекращается. В общем, грузообороте мор­ского транспорта страны доля этого бассейна незначи­тельна (менее 0,5% отправленных грузов). В структуре перевозок преобладают нефтяные грузы, лес, рыба, стро­ительные материалы, хлопок. Основные российские порты — Махачкала и Астрахань.

Речной транспорт

в транспортной системе страны — один из старейших. Реки в России до строительства же­лезных дорог были главными путями сообщения. Одна­ко в результате интенсивности строительства железных и шоссейных дорог, трубопроводных и воздушных ма­гистралей значение внутренних водных систем в эконо­мике страны существенно снизилось. Преимущества речного транспорта (наличие естественных путей, не требующих значительных капитальных затрат на их эксплуатационное обустройство, низкая себестоимость перевозимых грузов и др.) оказались недостаточными для того, чтобы сделать его конкурентоспособным в от­ношении других видов транспорта и прежде всего же­лезнодорожного, выполняющего в основном те же фун­кции, что и внутренний водный (доставка массовых гру­зов на средние и дальние расстояния). В итоге доля реч­ного транспорта в перевозке грузов и пассажиров отно­сительно невелика (в целом по стране составляет соот­ветственно 2,5 и 0,25%) и обнаруживает устойчивую тенденцию к дальнейшему сокращению. Решающую роль он играет лишь в отдельных районах (в отдален­ных Северных и Восточных, не располагающих други­ми видами транспорта, и некоторых других) и для пе­ревозки небольшого числа грузов, доставка которых по рекам обходится значительно дешевле, чем по желез­ным дорогам или автомобильным путям (минерально-строительные материалы — гравий, песок, щебень и др., круглый лес). В структуре перевозок грузов по рекам велика также доля нефти и нефтепродуктов, каменного угля, зерна и руды. Пассажирские перевозки речным транспортом осуществляются в основном в виде приго­родных и внутригородских сообщений по туристичес­ким и эксплуатационным линиям. Доля транзитных (межрайонных) перевозок пассажиров, вследствие раз­вития более скоростных транспортных средств (самоле­тов, междугородных автобусов и др.), невелика. Марш­руты большой протяженности есть на самых крупных (по протяженности и водности) реках - на Волге (Мос­ква - Астрахань, Санкт-Петербург - Москва - Ростов-на-Дону, Пермь - Астрахань, Москва - Пермь, Москва - Уфа), на Енисее (Красноярск - Дудинка и др.), на Лене (Осетрово - Якутск, Якутск - Тикси и др.).

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Публикации по географи

Индийский океан и рекреационные ресурсы
Актуальность. Океан очень долгое время разделял людей, живущих на различных материках. Потом он стал главным связующим звеном, объединявшим человечество. Справедливо иногда говорят, что нашу планету правильнее б ...

Проблемы и перспективы развития Северо-Кавказского экономического региона
Северо-Кавказский экономический регион, несомненно, имеет огромное значение как для экономики, так и для общего благосостояния страны. Ведь до одной трети всего материального производства по отношению к общеро ...

Разделы сайта