География транспорта России

Потоки металла формируются в районах основных металлургических баз - в Центре, на Урале и в Сибири. В районах металлургических баз внутреннее потребле­ние металла достигает значительной величины, однако большое количество вывозится и за их пределы. Из Центра металл следует в основном в южном и юго-вос­точном направлении (на Северный Кавказ и в Повол­жье), с Череповецкого, уральских и сибирских заводов в западном направлении. Большое количество черных металлов перевозится во встречных направлениях (раз­личные марки металла, разные профили проката).

Хлебные грузы также в основном перевозят по же­лезным дорогам (более 85% всех перевозок). Потоки зер­на формируются преимущественно в лесостепных и степ­ных районах (на Северном Кавказе, в Поволжье, Юж­ном Урале, на юге Западной Сибири) и идут в потребля­ющие районы, главным образом европейской части стра­ны — Северо-Западный, Северный, Волго-Вятский, Цен­тральный.

Для транспортировки лесных грузов весьма широко используют железные дороги (более 60% всех перево­зок леса в стране). В структуре перевозок лесных гру­зов преобладают круглый лес и пиломатериалы. Глав­ные потоки лесных грузов в европейской части страны формируются на Севере и движутся к югу (магистраль Архангельск - Вологда - Москва и др.). Основной груз леса из Сибири перевозится на запад по Сибирской ма­гистрали.

Минеральные строительные материалы — гравий, гли­на, камень, известь, песок добывают почти повсемест­но. Поэтому дальность их перевозок железнодорожным транспортом сравнительно невелика. Исключение — цемент, большая часть разных видов и марок которого перевозится в районы потребления по железным доро­гам нередко на очень большие расстояния (по причине его отсутствия на месте).

Минеральные удобрения на железнодорожном транс­порте — один из важнейших видов грузов. Наибольшей дальностью и интенсивностью перевозок отличаются апа­титы, которые завозят с Кольского полуострова на фос-фатно-туковые предприятия всех экономических райо­нов страны, и калийные удобрения, основной постав­щик которых — Уральский район. Много апатитов и калийных удобрений идет на экспорт.

Железнодорожный транспорт играет существенную роль и в пассажирских перевозках, хотя перевозки пассажи­ров в приведенной продукции железнодорожного транс­порта составляют небольшую долю (менее 10%). Пасса­жирские перевозки по железным дорогам делятся на даль­ние и пригородные (в пределах пригородных зон). Основ­ная масса пригородных пассажироперевозок приходится на пригородные зоны крупнейших городов страны - Мос­квы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Екатерин­бурга, Самары, Новосибирска и других городов-миллионе­ров. Среди дальних пассажирских перевозок преобладаю­щее значение имеют несколько направлений: северное (обеспечивающее связь между Москвой и Санкт-Петербур­гом), западное (связывающее Москву со столицами новых независимых государств — Минском, Киевом, Ригой и др.), южное (от Москвы, через Черноземный Центр, на Север­ный Кавказ, его курорты) и восточное (от Москвы, через Поволжье, Урал, Сибирь, на Дальний Восток).

Автомобильный транспорт

играет первостепенную роль в пассажирских перевозках, транспортировке грузов на короткие и средние расстояния. Он занимает ве­дущее положение в городских и пригородных перевоз­ках пассажиров и грузов, а также на подвозе грузов к станциям железных дорог, речным пристаням, морским портам и от них — к потребителям.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Публикации по географи

Анализ деятельности ОПЕК как мирового и наднационального регулятора мировой торговли
В настоящее время действует более 4000 международных межправительственных организаций. Их роль в мировой экономике сложно переоценить. Рано или поздно перед государствами встает задача их взаимодействия, цел ...

Рекреационная география
Уже давно существует необходимость создания учебного пособия по курсу «Рекреационная география», так как рекреация и туризм превратились сегодня в самые высокодоходные отрасли мировой экономики, и к тому же учебн ...

Разделы сайта