География транспорта России

По многим технико-экономическим параметрам мор­ской транспорт превосходит другие виды: самая низкая себестоимость перевозок (вдвое ниже, чем железнодо­рожный, и более чем в 20 раз, чем автомобильный), самая большая единичная грузоподъемность, практи­чески неограниченная пропускная способность морских путей и др. Главный недостаток — зависимость от при­родных и навигационных условий.

В составе перевозок морским транспортом преобла­дают нефтяные грузы, руды, строительные материалы, лес, каменный уголь, хлебные грузы. Доля перевозок пассажиров морским транспортом (особенно дальних) невысока. Их основная часть приходится на пригород­ные перевозки.

После распада СССР за пределами России, на террито­рии новых независимых государств, остались такие важ­ные и крупные морские порты, как Одесса, Ильичевск, Рига, Таллинн, Клайпеда, Вентспилс и др. Производствен­ные мощности оставшихся 39 портов не обеспечивают полностью каботажные и экспортно-импортные операции страны. Поэтому для отправки и прибытия грузов Рос­сия вынуждена использовать порты сопредельных госу­дарств — Украины, Литвы, Латвии, Эстонии.

Первое место в грузообороте морского транспорта Рос­сии принадлежит портам Дальневосточного (Тихооке­анского) бассейна, на долю которых приходится почти 50% отправляемых и получаемых грузов.

Дальневосточный бассейн включает Берингово, Охот­ское и Японское моря, а также восточную часть Север­ного морского пути (море Лаптевых, Восточно-Сибир­ское и Чукотское моря). Моря и порты бассейна имеют важное значение для осуществления внешнеторговых связей со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, транспортно-экономических связей с прибрежными районами Дальнего Востока. Особая важность внутри­районных и межрайонных перевозок обусловлена здесь тем, что других видов транспорта кроме морского в большинстве приморских районов Дальнего Востока нет. По этой причине доля каботажных перевозок в бассейне (составляет 85% всего объема перевозок) выше, чем внешнеторговых сообщений. Условия судо­ходства трудные. Моря на 7-8 месяцев замерзают. Исключение составляют южные части Берингова и Японского моря, свободные ото льда весь год. В соста­ве грузоперевозок по морям бассейна преобладают рыба, лес и лесоматериалы, уголь, нефть, машины и обору­дование, продовольственные товары. Большое значе­ние имеет морской транспорт бассейна и для перевоз­ки пассажиров (по объему перевозок пассажиров усту­пает только Черноморско-Азовскому бассейну). Круп­нейшие морские порты расположены на берегу Японс­кого моря: Владивосток (незамерзающий конечный пункт Северного морского пути и Транссибирской же­лезнодорожной магистрали); Находка и Восточный; Ванино и Холмск на Сахалине, связанные морской железнодорожной переправой; Советская Гавань. Круп­ными портами также являются Нагаево (Магадан), Охотск, Курильск и Корсаков (все — на берегу Охотс­кого моря), Петропавловск-Камчатский, Провидения, Анадырь (Берингово море), Певек (Восточно-Сибир­ское море), Тикси (море Лаптевых).

Черноморско-Азовский бассейн обеспечивает связи на­шей страны с европейскими, азиатскими и африканс­кими странами, а также торговые связи со странами СНГ - Республиками Грузия и Украина. Судоходство на Черном и Азовском морях ведется в течение всего года. По объему отправляемых морским транспортом грузов (примерно 25%) занимает второе место, а по пассажироперевозкам — первое. Больше половины перево­зок приходится на внешнюю торговлю, однако велика доля и каботажных перевозок между портами Северно­го Кавказа, Украины, Грузии. В структуре грузопере­возок главное место занимают нефть и нефтепродукты, а также руды, металлы, уголь, лес, строительные мате­риалы (цемент и пр.), продовольственные товары. Боль­шее развитие получили морские пассажирские перевоз­ки, особенно в курортный период и, особенно вдоль Чер­номорского побережья. Крупнейшие морские порты Новороссийск, Туапсе, Сочи, Таганрог. Порт Новорос­сийск, расположенный в незамерзающей, глубоковод­ной Цемесской бухте, — самый крупный по грузооборо­ту в стране (52 млн т). Новороссийский порт, как и порт Туапсе, специализируется на вывозе (экспорте) налив­ных грузов - нефти. Предполагается развитие Таган­рогского порта и строительство новых портов на Черно­морском и Азовском побережье.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Публикации по географи

Проблемы и перспективы развития Северо-Кавказского экономического региона
Северо-Кавказский экономический регион, несомненно, имеет огромное значение как для экономики, так и для общего благосостояния страны. Ведь до одной трети всего материального производства по отношению к общеро ...

География одного из экономических районов России Камчатского края
Камчатка — край вулканов и быстрых горных рек, завораживающее разнообразие культур, многочисленные виды растений и животных, калейдоскоп причудливых ландшафтов… Для многих она представляется эдаким райским уголк ...

Разделы сайта