Экономико – географическая характеристика Центрального экономического района

В современном Ярославле более 600 тыс. жителей. Все три главные про­филирующие промышленные отрасли Центра — машиностроение, химия и тек­стильная — широко представлены в Яро­славле заводами моторным, дизельной аппаратуры, Новоярославским нефтепе­рерабатывающим, синтетического каучу­ка, шинным, электромеханическим, судо­строительным, лакокрасочным, текстиль­ным комбинатом “Красный Перекоп”, отметившим недавно свое 250-летие. Раз­виты также предприятия пищевой про­мышленности и строительных материалов. Для ярославской промышленности характерна тесная взаимосвязь многих предприятий.

У Ярославля своеобразный облик, свя­занный с положением на великой русской реке, к которой город выходит красивой многокилометровой набережной, обили­ем замечательных памятников древнерус­ского зодчества, таких, как белокамен­ный кремль, Спасо-Преображенский мо­настырь XII в. (в нем было найдено зна­менитое “Слово о полку Игореве”), кра­сивые церкви Ильи Пророка и Иоанна Златоуста. Недалеко от Ярославля на­ходятся некрасовские места — Карабиха с литературно-мемориальным му­зеем поэта, Некрасове, Аббакумово.

Второй по значению город Ярослав­ской области Рыбинск — город с почти 250-тысячным населением. В прошлом это старинная Рыбная слобода, где на­чинался Волго-Балтийский водный путь. Город расположен у обширного водо­хранилища, разлившегося за плотиной Рыбинской ГЭС (она дала ток в 1941 г.). Он сформировался как важный транспортно-промышленный центр, из­вестный своими крупными предприятия­ми — заводами моторостроительным, полиграфических машин, кабельным (“Рыбинсккабель”), судоверфью, элева­торами, мелькомбинатом. В Тутаеве (так был назван в 1920 г. Романов-Бори-соглебск, возникший в результате объ­единения существовавшего с 1370 г. Ро­манова и образованного в 1795 г. Бори-соглебска) рядом с большим льнокомби­натом построен завод дизельных агрега­тов — филиал Ярославского моторного завода.

В 70 км от Ярославля ниже по Волге находится Кострома (262 тыс. жителей), основанная в XII в., — крупнейший центр льняной промышленности; груп­пу текстильных предприятий города возглавляет льнокомбинат им. В. И. Ле­нина. Город исторически сложился на пересеченной местности левобережья; в конце XVIII — начале XIX в. полу­чил характерную радиально-полукольцевую планировку: улицы веером схо­дятся к центру, где сохранились прида­ющие своеобразный колорит городу приземистые торговые ряды, пожарная каланча, бывшие присутственные места. На окраине города находится замеча­тельный архитектурно-исторический па­мятник — Ипатьевский монастырь, на территории которого расположился Му­зей деревянного зодчества.

Кострома меняет свой народнохозяй­ственный профиль: в ней разместился ряд машиностроительных заводов. Город рас­тет и перемещается на правобережье, где формируется заводской район и новые жилые районы.

В 30 км от Костромы на Волге лежит старинный центр ювелирного производ­ства, существующего здесь уже око­ло 300 лет, — бывшее кустарное село, ныне поселок городского типа Крас­ное. А неподалеку взметнулись ввысь трубы и корпуса гигантской Костромской электростанции, одной из самых мощных в нашей стране (4,8 млн. кВт), и вырос поселок Волгореченск.

К востоку от Костромы расположено Щелыково — музей-усадьоа великого русского драматурга А. Н. Островского.

Кострома открывает путь з лесное Заволжье. Через этот лесной “цех” Цен­трального экономического района прохо­дит широтная железная дорога. Она слу­жит своего рода “осью” края.Там, где она пересекается наиболее крупными реками, возникли новые города, живущие перера­боткой древесины, — Нея, Шарья, Ман-турово. В котловине на берегах краси­вого Галичского озера раскинулся древ­ний Галин. Остальные старинные горо­да — Солигалич, Чухлома, Макаръев, Кологрив, маленькие и живописные, рас­положились вне железной дороги, что затрудняет их социально необходимую активизацию.

В междуречье Волги и Клязьмы разме­стился главный текстильный “цех” стра­ны. Ивановская область дает около % всех хлопчатобумажных тканей, выпуска­емых в СССР. Этот старопромышленный текстильный район развивался, опираясь на опыт “ситцевой” Москвы и используя знаменитую Нижегородскую ярмарку для сбыта своей продукции. Сельское хозяй­ство из-за низкого плодородия почв не могло прокормить население, что способ­ствовало давнему развитию здесь кустар­ных промыслов, особенно ткацкого, со­здавшего предпосылки для формирова­ния крупной фабричной промышлен­ности.

Главный город текстильного края — Иванове (472 тыс. жителей) отметил в 1971 г. свое 100-летие. Он прошел обыч­ный для многих промышленных городов Центральной России путь превращения некогда кустарного, затем фабричного села в большой центр со сложной хозяй­ственной структурой. У Иванова слав­ные революционные традиции, это город первой в стране рабочей маевки и первого в истории революционного движения в России Совета рабочих депутатов. Ива-ново выделяется высокой концентрацией текстильного производства, возглавляет текстильный комплекс области, сосре­доточивает основные мощности отделоч­ного производства. Многие его предпри­ятия и учреждения ориентированы на разностороннее обслуживание нужд тек­стильной промышленности. Таковы за­вод текстильного машиностроения, тек­стильный, торфяной и химико-техно­логический институты, швейные и три­котажные фабрики.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Публикации по географи

Соль-Илецк
Соль-Иле́цк — город в России, административный центр Соль-Илецкого района Оренбургской области. Население — 26,4 тыс. чел. (2009). ...

Петропавловск-Камчатский
Петропа́вловск-Камча́тский — город и порт на Дальнем Востоке России, административный центр Камчатского края (до 1 июля 2007 — Камчатской области). Население — 194431 человек (2010). Расстояние о ...

Разделы сайта