Экономико – географическая характеристика Центрального экономического района

Юг Центрального района охватывает самые главные внутренние различия Центрального района, то его территорию можно разделить на следующие основные части: 1. Ядро — Москва с ее ближай­шим окружением — Подмосковьем, в основном совпадающим с Московской областью. 2. Старо-промышленный Северо- Восток. 3. Юг Центрального райо­на. 4. Запад Центра.

Каждая из этих основных частей также довольно разнообразна.

Одна из особенностей ядра (Москва с Подмосковьем) в том, что эта территория вобрала в себя все главные характерные черты Центра в целом. Она занимает орловскую, тульскую и рязанскую лесо­степь — давнюю житницу Центра. К вос­току от Тулы — скопление шахт, эле­ктростанций, заводов, густая сеть дорог и линий электропередач, созвездие близко расположенных друг к другу городов характеризуют Подмосковный угольный бассейн. Его города по мере исчерпания запасов угля стремятся приобрести новую “профессию”, привлечь к себе при­боростроение и другие отрасли промыш­ленности. Хозяйственный облик приокской полосы в Рязанской области опреде­лен специализацией на молочном живот­новодстве и овощеводстве.

Запад Центрального района образован Калининской, Смоленской, Калужской и Брянской областями. Их объединяет сходство природных условий — повы­шенная лесистость, следы ледниковой де­ятельности в ландшафте - и специали­зация сельского хозяйства, а также общность транспортно-географического положения и исторических судеб. Это транзитная территория, через которую осуществляет свои связи Центр с респу­бликами Прибалтики, Белоруссией и Украиной, а Северо-Западный экономи­ческий район и Прибалтика — с Донбас­сом и Причерноморьем. Эта часть Центрального района в наибольшей степени пострадала от военных действий во время Великой Отечественной войны. Важней­шие транспортные связи между Москвой и Ленинградом, Москвой и Минском, Москвой и Киевом определили направле­ния главных экономических осей, вдоль которых и сформировались полосы кон­центрации хозяйства и населения, распо­ложились наиболее значительные города. Москва Сердце Центрального райо­на — Москва — один из великих горо­дов планеты, столица многонациональ­ного Советского Союза — первого в мире социалистического государства, ад­министративно-политический центр Рос­сийской Советской Федеративной Соци­алистической Республики, важнейший центр международной политической, эко­номической, научной и культурной жизни, город-герой Великой Отечествен­ной войны.

Можно полагать, что ко времени пер­вого упоминания о ней в Ипатьевской летописи (1147 г.) Москва уже была достаточно значительным поселением в обжитой местности на берегу большой реки, в узле водных и сухопутных дорог. Опираясь на выгоды своего положения в междуречье Волги и Оки, она объедини­ла русские земли и стала столицей круп­ного централизованного государства.

В XVI—XVII вв. она явилась центром всероссийского рынка, складывавшегося по мере углубления географического раз­деления труда. Используя свое положение в узле головных дорог и предпосылки, созданные торговлей и кустарными про­мыслами, Москва становится крупней­шим промышленным центром. Утратив на два века (с 1712 по 1918 г.) функции столицы, Москва сохранила роль основ­ного центра хозяйственной жизни страны.

В эпоху промышленного переворота (в России он приходится на 30—50-е годы XIX в.) Москва, опираясь на свое окру­жение, создает крупную фабричную про­мышленность, в составе которой заметно преобладало текстильное производство. Железнодорожное строительство второй половины XIX в. закрепило роль Мо­сквы как главного транспортного пере­крестка страны и способствовало усиле­нию машиностроения и металлообра­ботки.

На рубеже XIX и XX веков Москва ста­ла городом-миллионером. Наряду с Пе­тербургом Москва сыграла выдающуюся роль в революционном движении Рос­сии. Знаменательными вехами его были Декабрьское вооруженное восстание и баррикадные бои на героической Прес­не в 1905 г. Благодаря организованности московского пролетариата и его сплоченности вокруг большевистской партии в Москве в 1917 г. было бы­стро подавлено вооруженное сопротив­ление буржуазии и белого офицерства, пытавшихся закрепиться в центральной части города и ненадолго захвативших Кремль.

10 марта 1918 г. в Москву переезжает Советское правительство во главе с В. И. Лениным. Москва после двухвеко­вого перерыва вновь становится столи­цей — отныне социалистического госу­дарства.

За годы Советской власти Москва коренным образом изменяет и обогащает свой народнохозяйственный облик. Она превращается из “ситцевой” в машино­строительную, развивает также науку, подготовку кадров, проектно-конструкторскую деятельность, становится глав­ной научно-технической лабораторией.

Генеральный план Москвы 1935 г. определил пути ее реконструкции, сохра­нения выдающегося историко-культурного наследия, решения острых градостро­ительных проблем динамичного города. В 1935 г. была введена в строй первая очередь метрополитена. В 1937 г. завер­шено сооружение канала им. Москвы. Над принявшей волжскую воду р. Мо­сквой перекинулись новые, широкие и большой протяженности мосты, сменив­шие старые — короткие и узкие. Осуще­ствлялась широкая программа жилищно­го и культурно-бытового строительства.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Публикации по географи

Проблемы и перспективы развития Северо-Кавказского экономического региона
Северо-Кавказский экономический регион, несомненно, имеет огромное значение как для экономики, так и для общего благосостояния страны. Ведь до одной трети всего материального производства по отношению к общеро ...

Общие закономерности географического распространения почв
АННОТАЦИЯ Уснич Д.С. Общие закономерности географического распространения почв (курсовая работа). – Мн., 2009. – 22с. Зональность почв, таксономические единицы, природно-территориальное и сельскохозяйственн ...

Разделы сайта