Картографический метод исследования в рекреационной географии

Для исследования мысленных карт применяются различные методики, наиболее традиционными из которых являются следующие:

§ углубленное интервью с респондентом, во время которого выясняются представления человека об определенном месте. Итогом может быть словесное описание, которое затем переводится в графическую или картографическую форму самим исследователем;

§ составление респондентом планов-образов определенного пространства. В таком варианте очень мало слов, но есть персонифицированное графическое отражение образа определенного пространства;

§ опрос методом семантического дифференциала, то есть изучение ассоциаций того или иного места с соответствующими словами, чувствами, эмоциями.

Это три основных метода выявления мысленных карт, которые могут применяться с некоторыми вариациями. Детали определяются конкретной исследовательской задачей. Вероятно, идеальный вариант – это применение всех трех отмеченных методов в комплексе. Однако это часто сложно сделать по причине утомляемости респондента: далеко не все люди и не всегда готовы на длительные беседы в научных целях. Фактор времени обычно весьма значим.

Приведем примеры применения отмеченных методик исследования мысленных карт.

Углубленное интервью

с респондентом проводится по заранее составленной программе, включающей вопросы, на которые респондент дает ответы. Они фиксируются самим респондентом или интервьюером и впоследствии анализируются исследователем. Основанием для корректного проведения интервью являются соответствующие социологические и социально-психологические методики.

Исследование мысленных карт посредством черчения планов-образов,

в основном, сводится к просьбе отразить на листе бумаги определенную часть пространства, например, начертить карту Крыма. Как правило, Южный берег Крыма занимает непропорционально большое место, что связано с информационной наполненностью представлений о Крыме. Важны вопросы, связанные с мысленным определением расстояний от одного места до другого. Очень часто люди неадекватно приближают или удаляют на существенные расстояния от своего места жительства различные пространственные объекты: приятные для человека места могут мысленно приближаться, скрадывая физические километры; неприятные же, напротив, отодвигаются. Мысленные искажения физического пространства при этом могут быть реально значимыми.

Исследование мысленных карт посредством метода семантического дифференциала

связано с выявлением и описанием ассоциаций. Например, задается вопрос: "С какими словами у Вас ассоциируется Крым?" Нужно назвать 3, 5, 10 или неограниченное количество слов. На основании массива ассоциаций, собранного при опросе различных респондентов, и осуществляется анализ образа определенного места.

Итогом всех перечисленных методов является определение образов пространства опрошенных. Так, может быть определена степень конкретности представлений человека о месте, эмоциональная загрузка, ассоциации и многое другое в восприятии места. Сколь бы ни было неопределенным и расплывчатым представление человека о том или ином месте, именно оно – представление, а не место как таковое – является основным фактором, определяющим пространственное поведение данного человека, в том числе и при выборе мест отдыха. Коль скоро встает вопрос о месте проведения очередного ежегодного отпуска, неосознанно всплывают мысленные карты различных мест, однозначно определяя выбор следующей поездки. Люди "просто знают", куда им нужно ехать. В основании выбора лежит мысленная карта рекреационного пространства с набором различных предпочтений.

При исследовании мысленных карт достаточно четко выделяются два подхода. Структурный подход

акцентирует внимание на том, какая информация об определенных местах содержится в сознании людей: действительно важно знать, какой информацией пользуются люди при принятии решений в повседневной жизни. Оценочный подходакцентирует внимание на том, какие факторы влияют на формирование определенных образов пространства. Эти два подхода тесно связаны.

Исследование мысленных карт, по сути, решает вопрос о том, каким образом восприятие влияет на реальное поведение. В этой связи применение мысленных карт особенно важно при анализе пространственного поведения людей и выбора ими предпочтений в процессе своей деятельности. Очень важно исследование мысленных карт и при изучении спроса на рекреационный сервис иностранных туристов.

К числу реальных и очень важных достижений метода составления и изучения мысленных карт можно отнести следующее:

· выявление фиксированных образов мест и возможность их достаточно строгого отображения;

· определение групповых и индивидуальных различий в восприятии образов мест и возможность использования этого знания в практических целях;

· выявление и изучение несомненных связей между существующими образами реальности и поведением людей.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Публикации по географи

Социально-экономическое положение Германии
Германия- одна из наиболее развитых стран мира и Западной Европы. Она расположена в центре Европы. На севере территория Германии выходит к Северному и Балтийскому морям, на востоке граничит с Польшей и Чехией, ...

Петропавловск-Камчатский
Петропа́вловск-Камча́тский — город и порт на Дальнем Востоке России, административный центр Камчатского края (до 1 июля 2007 — Камчатской области). Население — 194431 человек (2010). Расстояние о ...

Разделы сайта