Картографический метод исследования в рекреационной географии

Масштаб карты

– отношение длины линии на карте к длине соответствующей линии на земной поверхности.

Масштаб показывает, во сколько раз уменьшено картографическое изображение и сколько сантиметров местности содержится в одном сантиметре на карте. Например, масштаб 1:1000000 означает, что 1 сантиметр на карте соответствует 1000000 сантиметров (т. е. 10 километрам) на местности.

По тематике

выделяются общегеографические и тематические карты. Существуют карты, отражающие природные и общественные явления. Каждый тип делится на большое количество различных видов карт. Например, карты общественных явлений могут подразделяться на карты населения, экономические карты, исторические, политические и многие другие.

По масштабу

карты делятся на следующие категории:

· планы – 1:5000 и крупнее,

· крупномасштабные карты – 1:10000 - 1:200000,

· среднемасштабные карты – 1:200000 - 1:1000000,

· мелкомасштабные карты – мельче 1:1000000.

Деление карт по масштабу не является общепринятым. В зависимости от размеров страны могут использоваться иные стандарты. Определенную роль играют и национальные традиции классификации карт по масштабу.

По пространственному охвату

выделяются карты Солнечной системы и звездного неба, карты планет, карты материков и океанов и т. д. Возможны классификации карт по территориальным административным единицам различной площади, экономическим и природным районам.

Также используется разделение карт по назначению

. Особую группу составляют технические карты, куда входят космические навигационные, морские навигационные, автодорожные карты и т. д. К числу специальных относятся учебные карты; они обычно используются в качестве наглядных пособий при изучении различных курсов. Отдельный тип составляют туристские карты. В соответствии с назначением на них могут быть нанесены объекты, представляющие интерес для туристов и/или предназначенные для обслуживания туристов (гостиницы и проч.). Туристские карты обычно отличаются красочным оформлением и особым стандартом дизайна. Особенность туристских карт состоит и в том, что они довольно часто загружены рекламной информацией.

Выделяются следующие группы приемов использования карт

:

1) описания по картам – словесная (письменная или устная) интерпретация информации карты для определенных целей;

2) графические приемы – построение на основании карт различного рода профилей, графиков, диаграмм и проч.;

3) графоаналитические приемы – измерения по картам координат, длин, высот, площадей, различных показателей форм и размеров объектов и т. п.;

4) приемы математико-картографического моделирования – построение и анализ моделей на основании данных, снятых с карты.

Указанные группы приемов чаще всего используются в сочетании. У каждого из них – свои особенности и наиболее предпочтительные области приложения. В рекреационной географии наиболее применимы графические приемы и описания по картам. В зависимости от уровня профессиональной подготовки исследователя и стоящих перед ним задач, более или менее широко могут использоваться графические и математико-картографические приемы.

По уровню автоматизации и механизации работ с картой

выделяются следующие виды:

1) визуальный анализ – чтение карт, зрительное сопоставление и оценка объектов;

2) инструментальный анализ – с применением измерительных приборов и механических устройств (циркулей, курвиметров, планиметров);

3) полуавтоматические (автоматизированные) исследования – применение автоматических устройств и компьютеров для снятия данных с карт, их обработки, анализа и преобразования;

4) автоматические исследования – полная автоматизация всего процесса использования карт. Столь высокий уровень автоматизации реализуется на базе "автоматических картографических систем". В реальности это – в высшей степени элитарные разработки, не выходящие пока за пределы научных лабораторий.

Использование карт в рекреационной географии наталкивается на некоторые принципиальные ограничения, связанные с тем, что картография в ее современном виде ориентирована на работу с физическим пространством. Оно является как бы фоном для реализации различных явлений. Однако пространство не анонимно: физическое пространство реально, но есть и иные виды пространства, например, социокультурное. В рекреационной географии часто имеют место и взаимодействуют такие процессы, явления и системы, которые невозможно отобразить в символах и понятиях физического пространства.

Не станем более детально останавливаться на описании классических карт. Рассмотрим несколько подробнее картоиды и мысленные карты.

Картоид

– пространственная теоретическая модель, применение которой разумно в тех случаях, когда речь идет о генерализированном анализе и отражении масштабных пространственных явлений.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Публикации по географи

Экономическое районирование. Основные принципы районирования
Наша страна располагает богатым научным наследием и прак­тическим опытом экономического районирования. Территориаль­но-экономическое деление России в познавательных целях про­водилось задолго до революции. Конст ...

Этапы экономического развития Китая
Китайская Народная Республика (КНР) – третье по размерам территории государство мира. Его площадь превышает 9,6 млн кв. м. Население - свыше 1300млн человек. Китайцы составляют 94% населения, всего прожив ...

Разделы сайта