Газовая промышленность

Высокая инерционность производственных процессов в отрасли требует опережения инвестирования как минимум на 5-7 лет сроков ввода месторождений. Потеря темпов освоения производственных программ, вследствие дефицита финансовых ресурсов, привели к снижению добычи газа и негативно скажутся на добыче газа в ближайшую пятилетку. При сохранении сложившихся тенденций финансирования производственных программ дефицит поставок газа над спросом будет увеличиваться, что приведет, в конечном счете, к подрыву энергетической безопасности страны.

Отказ от реализации крупных производственных программ ОАО "Газпром" приводит к снижению объемов строительно-монтажных работ (СМР), сокращению запуска оборудования, средств автоматизации, контроля и другой техники нового поколения разработанной отечественными производителями. Следовательно негативно сказывается на развитии отечественного машиностроения, использовании квалифицированных кадров.

Намеченная программа развития газотранспортных систем потребует увеличения объемов СМР более, чем в 4 раза к 2020 г., ориентирует отечественные металлургические заводы на производство качественных труб большого диаметра (ввод стана-5000), газоперекачивающих агрегатов нового поколения. ОАО "Газпром" в последние годы проводил программу поддержки отечественных производителей, импортозаменяющую стратегию, работая с более чем 15 конверсионными предприятиями. На Пермском моторном заводе (ПМЗ) Газпром планируется создать компанию по лизингу газоперекачивающих установок для ГПА-16. Однако из-за дефицита финансовых ресурсов программу придется сокращать.

Выход из создавшегося финансового положения в отрасли - в совершенствовании хозяйственных отношений, имеющих целью создание условий для финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности газовых компаний для надежного и эффективного удовлетворения спроса на газ.

Трансформация институциональной структуры отрасли и существующих хозяйственных отношений направлены на:

  • повышение эффективности и хозяйственной самостоятельности всех субъектов рынка при расширении сфер их деятельности, исходя из коммерческих интересов компаний, в том числе акционерных обществ, входящих в ОАО "Газпром", при сохранении целостности ОАО "Газпром";
  • расширение деятельности независимых производителей и поставщиков газа до 25-30% при условии свободного доступа к ГТС и цивилизованной конкуренции между участниками рынка;
  • совершенствование налоговой и ценовой политики, способствующей восстановлению внутренних источников финансирования и привлечению внешних при сохранении экономической независимости и финансовой устойчивости компаний, повышению привлекательности для компании внутреннего рынка газа. В частности, фискальная нагрузка на отрасль на внутреннем рынке должна снизиться с 57 % от объема реализации продукции в 1999 г. до примерно 50 % в 2010 г. и 42-45 % в 2020 г. при росте абсолютных размеров налоговых поступлений в бюджет соответственно на 12-15 и 18-20 %.

Предпосылки для реализации этих целей должны быть созданы комплексом институционально-хозяйственных мер по совершенствованию структуры отрасли, функций всех субъектов рынка для организации конкурентной среды (вне естественно-монопольных сфер деятельности). Это будет сопряжено в первую очередь с введением отчетности по видам деятельности, с государственным контролем (в частности лицензированием сфер деятельности, соблюдением установленных правил и т.д.).

Реформирование хозяйственных отношений в отрасли потребует опережающей подготовки и введения нормативно-правовой базы, разработки новых законодательных актов, контрактных отношений субъектов рынка, правил доступа к сетям, методов регулирования естественно-монопольных сфер деятельности и т.д.

3. Развитие сырьевой базы природного газа

Под сырьевой базой понимается совокупность открытых, в том числе и введенных в разработку, а также неоткрытых, но предполагаемых по геологическим критериям и оценкам месторождений, доступных для разведки и освоения при существующих технических средствах.

Газовая промышленность базируется в основном на использовании газов, которые в природе распространены в свободном состоянии и образуют газовые месторождения и залежи, или “газовые шапки” над нефтяными месторождениями. Кроме того, широко используются попутные газы нефтяных месторождений. Естественным резервом развития сырьевой базы этого “традиционного” газа являются залежи газа, приуроченные к плотным низкопроницаемым коллекторам, газ угольных месторождений, газогидраты, воднорастворимые газы и т.д. Ресурсы газа в таких формах распространения изучены слабее и рассматриваются главным образом как база использования на XXI в.

Хотя теоретически возможно открытие газовых скоплений вплоть до глубин 15 - 20 км, реальный глубинный интервал геологоразведочных работ значительно более узок и контролируется состоянием техники и экономики. В большинстве стран, включая Россию, рентабельными являются поиски месторождений на глубинах не ниже 7 км, в США 8 - 9 км. За все годы ведения геологоразведочных работ в мире пробурено не более 200 скважин, превысивших глубину 7 км, и только 4 из них прошли рубеж 9 км. Глубочайшей (9583 м) скважиной нефтяного профиля является скважина Берта-Роджерс, пробуренная в 1974 г. во впадине Анадарко (США) (Кольская скважина глубиной 12,4 км, пробуренная в районе, бесперспек-тивна по нефти и газу).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Публикации по географи

Восточная Азия
Регион образовывают 6 стран, которые граничат с Южной, Юго-Восточной, Северной и Центральной Азией, имеют выход к морям Тихого океана: Японского, Желтого, Восточно-китайского и Южно-китайського. До 1 июля ...

Перспективы освоения Российского сектора Каспийского моря
Прикаспийская нефтегазоносная провинция является одной из крупнейших в нашей стране, она располагает большими возможностя­ми для открытия крупных зон нефте газонакопления и отдельных мес­торождений в подсолевом ...

Разделы сайта