Инфраструктура

Транспорт

Несмотря на относительно низкую долю грузооборота по России в целом, транспорт играет огромную роль в экономике округа. Существенное значение имеет железнодорожный транспорт. На его доля приходится до 80% грузооборота округа. Особенно велика, причем в российском масштабе, роль Транссибирской магистрали. Использование Байкало-Амурской магистрали в настоящее время ограничено.

Дальневосточный федеральный округ имеет самую большую в России береговую линию. Соответственно важное значение, особенно для внешней торговли, имеет морской транспорт. К крупнейшим портам ДФО относятся Петропавловск-Камчатский, Нагаево (Магадан), Находка, Советская Гавань, порт Восточный, Владивосток.

Во внутрирайонных связях округа велика роль авиационного транспорта, особенно в малоосвоенных и труднодоступных регионах. Грузооборот автотранспортных предприятий ДФО ставит округ на 7-е место в РФ по объему грузовых перевозок в 2003 г.

Связь

По всем валовым показателям ДФО занимает последнее место, что объясняется низкой численностью населения Дальневосточного федерального округа. Однако по использованию электронных средств связи ДФО занимает средние в России позиции. Это объясняется дальним географическим расположением округа и, как следствие, необходимостью использовать все современные средства связи для передачи информации. По доходам от услуг связи за январь-сентябрь 2003 года Дальневосточный федеральный округ занимает 7-е место среди ФО Российской Федерации (Таблица 7).

Торговля

По торговым оборотам на душу населения ДФО занимает 4-е место среди ФО Российской Федерации. В Таблице 8 отображены динамика и уровень оборотов розничной торговли в ДФО в период 2003 года. Информация о индексах потребительских цен в 2003 году приведена в Таблице 9.

По уровню индекса потребительских цен за 2003 год ДФО занимает 2 - е место среди Федеральных округов Российской федерации.

Внешнеэкономическая деятельность

Дальневосточный федеральный округ, в силу удаленного и особого географического положения, имеет развитые экономические связи как с российскими регионами, так и со странами дальнего зарубежья. К основным предметам экспорта относятся: концентраты цветных металлов, бумага, рыба и рыбопродукты. Среди зарубежных стран основными партнерами ДФО являются Япония, Китай, Южная Корея, страны Южной и Юго-Восточной Азии. В эти страны экспортируются лесоматериалы, продукция целлюлозно-бумажной продукции, рыба, цемент и др.

К импортируемой относится продукция легкой промышленности (хлопчатобумажные, шерстяные и льняные ткани, обувь, трикотажные и швейные изделия), продукты питания, машины и оборудование, нефть и нефтепродукты. Поволжье и Западная Сибирь снабжают ДФО хлебом, нефтью, машинами; Северо-западный и Центральный регион – электрооборудованием, станками, продукцией

Данные по внешнеторговому обороту ДФО представлены в Таблице 10. Динамика экспорта и импорта округа отображены в таблице 11

Благосостояние населения

Численность экономически активного населения по данным выборочных об-следований населения по проблемам занятости в среднем за 2003г. составила 3,8 млн. человек, или 68,3% от общей численности населения округа и 5,3% от общей численно-сти экономически активного населения страны.

По данным выборочных обследований населения по проблемам занятости в среднем за 2003г. 316 тыс.человек, или 8,4% экономически активного населения не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные). В органах государствен-ной службы занятости в качестве безработных было зарегистрировано 107 тыс.человек, или 2,8% экономически активного населения (в 2002г. – 104 тыс.человек).

Уровень благосостояния населения определяется, прежде всего, денежными до-ходами населения, которые в расчете на душу населения в целом по Дальневосточно-му федеральному округу составили 5448 рублей (в среднем по России – 5129 рублей).

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в 2003г., по предварительным данным, составила 7642 рубля и возросла по сравнению с 2002г. на 27,5%, реальная заработная плата – на 12,1%.

Для округа характерен суровый, засушливый, резко континентальный климат - один из основных факторов, осложняющих развитие его северо-восточной части. Этот район открыт широким фронтом к Северному Ледовитому океану; на юге округ отгорожен прибрежными хребтами от тёплых и влажных воздушных масс с Тихого океана.

Почти вся северо-восточная часть расположена в области вечной мерзлоты. Зима здесь длится около семи месяцев. Севернее полярного круга наступает полярная ночь; на арктическом побережье она длится от середины ноября до конца января. В это время Заполярье солнечного тепла не получает, а южнее полярного круга солнце над горизонтом стоит низко и поэтому радиационный баланс отрицательный с октября по март.

Перейти на страницу: 1 2

Публикации по географи

Энергетический комплекс РФ
Что такое энергетика? Для обычного человека — это свет и тепло. Для стороннего наблюдателя — электростанции, трубы, градирни, тысячи километров высоковольтных ЛЭП. А для человека, работающего в отрасли, эне ...

Анализ отраслевой структуры машиностроительного комплекса и факторов размещения его отраслей
Машиностроительный комплекс составляют машиностроение и металлообработка. Машиностроение занимается производством машин и оборудования, различного рода механизмов для материального производства, науки, культуры, ...

Разделы сайта