Условия развития международного туризма. проблемы сезонности в международном туризме

Наиболее яркое выражение упомянутый туристский бум находит в двух показателях – числе участников международного туризма и размерах доходов от него. Динамику того и другого показателя демонстрирует табл. 1.

Таблица 1.

Динамика международного туризма в 1950-2000 гг.

Годы

Число интуристов, млн. чел.

Поступления, млрд. дол.

Годы

Число интуристов, млн. чел.

Поступления, млрд. дол.

1950

25

2

1980

285

102

1955

43

5

1985

330

118

1960

70

7

1990

460

265

1965

116

12

1995

566

393

1970

160

18

2000

660

600

1975

213

65

Из табл. 1 вытекает, что за вторую половину ХХ в. численность международных туристов увеличилась в 24 раза, а поступления от этого вида услуг возросли в 300 раз! По данным Всемирной туристской организации (ВТО), еще в середине 90-х гг. в мировой торговле товарами и услугами на долю туризма приходилось более 1/10, это позволило ему занять второе место после экспорта нефти и автомобилей. А в торговле услугами эта доля превысила 1/3.

Факторы, влияющие на развитие международного туризма, подробно исследовали Н.С. Мироненко и другие экономикогеографы. Обычно эти авторы выделяют несколько групп таких факторов.

Во-первых, к ним относятся социально- экономические факторы

, играющие главную роль. Когда говорят о социально-экономических факторах, то обычно имеют в виду общий уровень развития страны, структуру ее хозяйства, качество жизни, социально-профессиональный состав общества, его образовательный уровень, степень урбанизированности и мобильности населения, политическую стабильность и др.

В последнее время в постиндустриальных странах на туристские потоки все большее воздействие начала оказывать и возрастная структура населения. Статистика свидетельствует о том, что наибольшей туристско-рекреационной подвижностью отличаются люди в возрасте от 30 до 50 лет. Не менее 1/5 всех туристов составляют молодые люди, которые в развитых странах материально достаточно обеспечены, имеют хорошее образование и стремятся удовлетворить своеобразные познавательные интересы; с реди них есть и группы, и «одиночки». Тем не менее еще большее внимание все исследователи обращают на то, как быстро в международном (и внутреннем) туризме возрастаетдоля лиц пожилого возраста, старше 55 лет. В принципе в этом нет ничего удивительного, поскольку пожилые люди, относящиеся к так называемому третьему туристскому возрасту, привыкли к туристским поездкам еще в молодые и зрелые годы, приобрели большой опыт путешествий и не собираются отказывать себе в этом удовольствии и после выхода на пенсию.

Во-вторых, к числу факторов относят рекреационно-ресурсный рекреационно-ресурсный потенциал

территории

, выражающийся в количестве и качестве природных и культурно-исторических ресурсов. Нужно иметь в виду, что влияние рекреационно-ресурсного потенциала обычно также опосредуется социально-экономическими факторами и в первую очередь зависит от размеров и характера рекреационных потребностей населения.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Публикации по географи

Анализ деятельности ОПЕК как мирового и наднационального регулятора мировой торговли
В настоящее время действует более 4000 международных межправительственных организаций. Их роль в мировой экономике сложно переоценить. Рано или поздно перед государствами встает задача их взаимодействия, цел ...

Агропромышленный комплекс России
Сельское хозяйство является одной из важнейших отраслей экономики любого государства. Оно дает жизненно необходимую человеку продукцию: основные продукты питания и сырье для выработки предметов потребления. Сель ...

Разделы сайта