Условия развития международного туризма. проблемы сезонности в международном туризме

Международный туризм за сравнительно короткий промежуток времени прошел в своем развитии от «аристократического» в XIX – начале XX в., когда туристские путешествия совершались в индивидуальном порядке представителями имущих слоев, до стадии массового туризма конца XX в.

Изучение тенденций, сложившихся в туристской деятельности в 60-90-х годах XX в., позволяет выделить несколько групп факторов, которые благоприятствуют международному туристскому обмену:

Ø социально-экономические;

Ø демографические;

Ø материально-технические;

Ø политические.

Значение социально-экономических факторов

в развитии международного туризма постоянно возрастает. Все большую роль играет активизация экономических связей между государствами на основе международного разделения труда. Расширение международной торговли и совершенствование транспортных средств явились важной материальной предпосылкой развития туризма. Следует отметить и изменение стереотипа жизни человека со статичного на динамичный. Причем данное явление имеет массовый характер. При современных темпах труда и жизни расходы на отдых быстро переходят в разряд необходимых.

Положительное воздействие на развитие международного туризма оказывает расширение социального состава туристов, что стало возможным благодаря улучшению условий оплаты труда, увеличению продолжительности оплачиваемого отпуска, предоставлению рабочим и служащим различных социальных гарантий и льгот за счет предприятий и профсоюзов. Развитию туризма способствует также и понижение возрастного порога выхода на пенсию, что с учетом увеличения продолжительности жизни (данное положение отнюдь не справедливо для России) привело к появлению так называемого туризма «третьего возраста».

К социально-экономической группе предпосылок развития международного туризма можно отнести также повышение культурного уровня, стремление людей к познанию, к ознакомлению с бытом, культурой, историей других стран и народов.

Развитие внешнеэкономических связей, стремление к использованию передового опыта других стран в создании материальных и духовных ценностей проявляется в расширении научных и деловых контактов, выражением которого является развитие новых видов международных туристских связей – научного (конгрессного) и делового туризма.

Демографические факторы

также оказывают существенное влияние на развитие международного туризма. В результате роста народонаселения планеты увеличивается мировой туристский потенциал, в туристскую деятельность втягиваются новые людские ресурсы. К демографическим факторам также относятся: постоянно растущий взаимный интерес народов в разных странах, имеющих единый или родственный язык либо связанных общностью истории и культуры (этнический туризм); повышенный спрос на участие в специализированных поездках лиц одной профессии или общественной функции (специализированный туризм). Кроме того, развитию туризма способствует возрастающее число одиноких взрослых, увеличение числа работающих женщин, тенденция к более поздним бракам, рост числа бездетных семей.

Большое влияние на рост туризма и расширение его социальной базы оказывают материально-технические факторы

. Основные из них связаны с развитием средств транспорта, размещения, связи, предприятий общественного питания, розничной торговли, сервиса.

В последние десятилетия в результате научно-технического прогресса транспорт стал более быстрым, безопасным, комфортабельным. Специфическая особенность транспортных связей – их интеграционный характер, так как они превращают мир в единое пространство. Для международного туризма наиболее важно обеспечение связей между местными, национальными и международными средствами перемещения, чтобы туристские путешествия не имели разрывов в транспортном сообщении. Наряду с этими требованиями возрастает и значение качественных показателей – скорости и технической безопасности транспортных средств, которые превращаются в факторы, имеющие решающее значение в выборе туристами того или иного средства передвижения.

Особое своеобразное место в туристской деятельности занимает индустрия размещения и питания. Уровень гостиничного и ресторанного сервиса играет немаловажную роль в обслуживании иностранных туристов. Но индустрия туризма, и в особенности индустрия размещения и питания, подвержена колебаниям спроса на туристские услуги в течение года (сезонность), что, несомненно приводит к возрастанию затрат на содержание предприятий размещения и питания и удорожанию их услуг.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Публикации по географи

Характеристика дальневосточного экономического округа
В противоречивом процессе становления новой социально-экономической системы в нашей стране все большее значение приобретает природный фактор развития общества, государства, отдельного человека. Исторически Ро ...

Днепропетровск
Днепропетро́вск (укр. Дніпропетро́вськ); первоначальное название Екатеринослав (1776—1797 гг.; 1802—1926 гг.), в 1797—1802 гг. Новороссийск — город, областной центр Днепропетровской области Украины, це ...

Разделы сайта