Рекреационные объекты и системы: особенности проектирования и строительства

. “Пейзаж, который является особым местом проявления отношений между индивидуумом, обществом и окружающей средой, завоевывает в настоящее время социальный статут. Он становится одновременно объектом исследования и познания. Он все больше заставляет признать себя предметом сознательного созидания” – отмечает Реми Перельман, директор французского Национального агрономического института по проблемам пейзажа. Пейзаж стал объектом пристального внимания исследователей в странах старой Европы, Северной Америки, прежде всего в странах, индустриально развитых.

Самое общее значение слова “пейзаж” – вид какой-либо местности (в этом отношении “пейзаж” является синонимом обыденного значения слова “ландшафт”); в искусстве пейзаж – это изображение природы, например, картина, рисунок в живописи, описание природы в литературном произведении.

В восприятии красоты природы принимают участие все наши чувства, при этом созерцание местности, ландшафта дает нам лишь часть того, что мы чувственно воспринимаем в нем. Между всеми видами чувственных восприятий (визуальное, аудитивное, тактильное, вкусовое, обонятельное), существует непосредственная внутренняя связь (синестезия – взаимодействие восприятий), без которой индивид в целом просто немыслим. И все же в восприятии ландшафтов или их живописных изображений – пейзажей, самая важная роль принадлежит зрению, которое, как известно, еще Платон вместе со слухом отнес к "высшим" чувствам, в отличие от низших (обоняния, вкуса и осязания). Высшие чувства называют также чувствами дальнего действия.

Пейзаж – самый доступный элемент природы. Его восприятие может происходить и с близкого, и с далекого расстояния. В этом отношении он является всеобщим достоянием, как, скажем, облик города или фасады зданий. Возможно, именно в силу всеобщей значимости такой характеристики места, как пейзаж, на изучение его в последние десятилетия обращены взоры многих специалистов. Пейзаж стал интересовать не только художников, но и градостроителей, географов, биологов.

Методы предлагаемых классификаций пейзажей основываются на разделении пейзажей на всё меньшие однородные единицы, которые описываются с большей или меньшей точностью. Описание этих единиц (катены, экотипы, урочища, интерьеры пейзажей) дает обширную информацию о пейзаже, которая может быть использована практически. Можно выделить три направления в анализе пейзажей: географическое, биологическое и архитектурное. Существует ряд работ, описывающих методики по отдельным направлениям. Каждое из направлений опирается на специфический аппарат, выработанный научной дисциплиной. Так, архитектурное направление решает проблему композиции в пейзаже, т. е. выявляет ценности, необходимые для его формирования.

Какие ценности будут играть главную роль в оценке пейзажа? Ценный пейзаж, прежде всего, должен отличаться высокой степенью естественности и малой насыщенностью вторичными элементами. Неизменённый природный пейзаж становится редким явлением на планете, ценность его непрерывно возрастает по мере исчезновения “белых пятен” и доступностью прежде недосягаемых мест. Особенно высокое значение он имеет для городского жителя, проживающего в окружении пейзажей из асфальта и бетона; горожане в наибольшей мере отчужденны от живой, девственной природы и воссоединяются с ней лишь в недолгие моменты загородного отдыха.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Публикации по географи

Этапы экономического развития Китая
Китайская Народная Республика (КНР) – третье по размерам территории государство мира. Его площадь превышает 9,6 млн кв. м. Население - свыше 1300млн человек. Китайцы составляют 94% населения, всего прожив ...

Экономико-географическое положение Поволжского экономического региона
Ни для кого не секрет, что в наши дни развитие науки и техники происходит невероятно быстрыми темпами. Прогресс шагает по планете, порой полностью меняя представления людей о мире, окружающем их. Наши бабушки и ...

Разделы сайта