Объект, предмет и методы курса. основные задачи рекреационной географии на современном этапе

Для проведения какой-либо деятельности, в том числе рекреационной, необходимо наличие определенных ресурсов. В эту категорию включают природные и антропогенные объекты (или часть природных и культурных ресурсов), которые при современном уровне развития производственных сил могут быть использованы для удовлетворения потребностей общества и организации отрасли, специализирующейся на рекреационном обслуживании населения. Учитывая природную и антропогенную составляющие рекреационных ресурсов, их подразделяют на соответствующие виды, группы, характеризующие климатические, гидроминеральные, водные, лесные, горные ресурсы, и ресурсы морских побережий. Антропогенная составляющая рекреационных ресурсов включает культурно-исторические памятники, города и другие населенные пункты, уникальные технические сооружения.

Кроме этого, рекреационные ресурсы подразделяют по видам (ресурсы туризма, ресурсы лечебные и т. п.) и функциям (курортные или лечебные, оздоровительные, спортивные и экскурсионно-туристские или познавательные) рекреационной деятельности. Согласно классификации природных ресурсов, к категории рекреационно-антропо-экологических ресурсов, наряду с ресурсами природной среды, соответствующими оптимуму повседневных жизненных условий человечества, с ресурсами отдыха и с лечебными природными ресурсами, отнесена также группа «антиресурсов». Она включает природно-очаговые заболевания и трансмиссивные болезни, обусловленные ряде случаев естественным физическим и химическим фоном (например, нехватка йода в природе ведет к зобу, аномальное количество фтора – к кариесу зубов и т. п.), который, в свою очередь, может выступать в качестве лимитирующего фактора для развития рекреации. Наличие подобных ограничивающих рекреацию факторов ухудшает показатель способности природной территории оказывать на человека положительное физическое, психическое и социально-психологическое воздействие, т. е. в целом понижает рекреационный потенциал территории.

В научной географической литературе используются также такие термины как «объект рекреационный», «территория рекреационная» и «территориальная рекреационная система». Согласно существующим определениям, объект рекреационный представляет собой «любое ограниченное по площади место, обладающее особо привлекательными для отдыха свойствами», а рекреационная территория – это «участок суши или водной поверхности, предназначенный для отдыха людей, восстановления их здоровья и трудоспособности». Далее в качестве примеров рекреационного объекта приводятся: «пруд, озеро, лесная поляна, памятник природы, видовая площадка», а для рекреационной территории называются «рекреационные леса, рекреационные водоемы (пруд, озеро, река), национальные, природные, городские и другие парки и т. п.». Учитывая подобную расшифровку данных терминов, можно провести между ними границу; поэтому представляется более оправданным считать рекреационным объектом лишь такой пространственно ограниченный участок, в пределах которого вся занимаемая площадь служит для удовлетворения рекреационных потребностей (например, родник, памятник археологии, пляж, смотровая площадка и т. п.). Подобный подход позволяет рассматривать в качестве рекреационной территории пространство, имеющее в своих пределах один или несколько рекреационных объектов, территориальных рекреационных систем (ТРС), расположенных компактно или рассеянно, и выполняющих одну или несколько рекреационных функций.

Третий термин рассматривается уже с точки зрения системного подхода, поэтому под ТРС понимается геосистема, состоящая из взаимосвязанных подсистем (природных и культурных комплексов, технических сооружений, обслуживающего персонала, органов управления и отдыхающих), при этом ТРС характеризуется функциональной и территориальной целостностью. Концепция ТРС была сформулирована в 1969 г. В.С. Преображенским. Таким образом, определение ТРС предполагает ни локальный или сетевой подход, как это отражено в расшифровках рекреационных объекта и территории, а системный, то есть предусматривающий функциональную взаимозависимость составляющих ее подсистем.

Развивая идеи В.С. Преображенского, была разработана графическая «средовка» (адаптационная» модель рекреационной системы). В структуре данной модели выделены три основные стадии восприятия субъектом отдыха рекреационной среды: преддеятельная («образ» среды), деятельная («ситуация») и последеятельная («след»). Первая фаза восприятия (преддеятельная) отражает характер и структуру рекреационных потребностей и формируемую ими избирательность по отношению к циклам рекреационных занятий; вторая (деятельная) – процесс осуществления этих занятий как особых форм взаимодействия людей со средой отдыха; третья (последеятельная) – эффективность рекреации, включая эмоциональные аспекты (воспоминания, передачу опыта окружающим), а также опосредованное влияние на экономику, культуру и экологию.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Публикации по географи

Аллюминий
Алюминий и его сплавы играют важную роль в современной промышленности. Это обусловлено тем, что большинство промышленных сплавов алюминия обладает рядом уникальных свойств: сочетание высоких механических свойств ...

Вулканы
Вулканы. Вулканами называются конусообразные или куполовидные возвышения над каналами, трубками взрыва и трещинами в земной коре, по которым извергаются из недр газообразный продукты, лава, пепел, обломки горных ...

Разделы сайта