Объект, предмет и методы курса. основные задачи рекреационной географии на современном этапе

Среди других порталов сети, затрагивающих проблематику рекреационной географии и туризма следует отдельно отметить сайт Таврического национального университета (представлены электронные публикации по рекреационной географии в журнале Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского. Серия «География») и сайт www.itravel.ru. Некоторые учебные материалы можно найти на официальном (и неофициальном) сайте МГУ им. М.В. Ломоносова. Некоторые учебные и научные работы студентов представленного университета можно посмотреть на сайте Ю. Росича «Учебные материалы по экономической географии» (www.rosich.ru). В частности на данном сайте представлены работы по природно-культурным комплексам, а также вопросам, касающимся понятий «бюджет времени», «свободное время», «рекреационные ресурсы» и др. Достаточно показателен и информативен пример неофициального сайта Омского государственного университета сервиса (www.ogis.ru), на котором представлены учебные и методические работы по вопросам рекреационной географии и туризма (в частности, работа доцента П.В. Большаника «Региональные туристические центры России»).

Отметим, что, совместно с другими науками, рекреационная география разрабатывает предложения по оптимальному функционированию систем; проектированию систем с заданными свойствами; определяет рекреационные потребности; прогнозирует последствия создания и функционирования систем; разрабатывает территориально-дифференцированные нормы, а также систему методов изучения и проектирования ТРС, снабжает общественную практику информацией о региональных особенностях ТРС.

Следовательно, рекреационная география принадлежит к семейству общественных специальных географических наук,

в которых целевая функция объекта и предмета изучения

может быть определена как социальная.

Рекреационная география широко использует такие общепризнанные научные методы системы географических наук как исторический, сравнительный, картографический, аналитико-статистический, экспедиционных исследований, математического моделирования. Социальный характер предмета исследования обусловливает применение в рекреационной географии способов и приемов, сложившихся в других общественных и медико-биологических науках (балансовый, социологических исследований и другие).

Главной задачей рекреационной географии считается выявление объективных закономерностей формирования и развития ТРС и механизма их действия в конкретных социально-экономических и природных условиях определенных стран и районов. Среди других задач рекреационной географии особую важность имеет изучение отдельных ТРС различных видов и рангов с целью обоснования их специализации и уровня концентрации, установления оптимальных взаимосвязей и взаимозависимостей между их подсистемами в интересах надежного удовлетворения требований рекреантов и создания комфортных условий для рекреационной деятельности. Кроме того, немаловажная задача рекреационной географии состоит в том, чтобы дать представление о видах и формах рекреационной деятельности, о конкретных рекреационных системах и туристских центрах России и зарубежных государств.

Задачи развития теории науки можно свести к 2 направлениям:

1) выявление закономерностей территориальной организации рекреационного обслуживания и составляющих ее таксономических уровней территориально-системных образований.

2) дальнейшая разработка рекреационной районологии: исследование условий и факторов, закономерностей и признаков районообразования, обоснование таксономической структуры рекреационных образований, составление плана характеристики рекреационных районов, установление существенных признаков их типологии.

Рекреация (от лат. recreation – восстановление) представляет собой восстановление израсходованных человеком в процессе труда сил, а также накопление определенного запаса этих сил для дальнейшей деятельности развития физического и интеллектуального потенциала. Н.Ф. Реймерс добавляет при этом, что восстановление здоровья и трудоспособности должно проходить путем отдыха вне жилища, т. е. посредством участия в организованном или неорганизованном туристском походе или проведения отпускного периода в специализированных учреждениях отдыха (санаториях, домах отдыха и т. п.). Учитывая, видимо, подобную трактовку, И.И. Дедю рассматривает рекреацию в качестве синонима отдыха, восстановления, оздоровления. Наиболее широкое распространение в настоящее время и в зарубежной, и в отечественной практике получило отождествление рекреации с отдыхом, в задачу которого входит восстановление сил и трудоспособности отдыхающих. При этом отдых подразделяют на активный, предполагающий смену вида деятельности (спорт, туризм и т. п.), и пассивный, который характеризуется резким снижением всякой деятельности, вплоть до состояния расслабленного покоя. Кроме этого, учитывая степень организации процесса отдыха, его подразделяют на организованный и неорганизованный. Первый вид отдыха является строго дозированным, сознательно управляемым процессом использования рекреационных ресурсов, который основан на приспособлении для этого природных и культурных объектов, высокой степени обслуживания отдыхающих. Второй характеризуется отсутствием специально организованных рекреационных объектов маршрутов обслуживания.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Публикации по географи

Малая гидроэлектростанция в Беларусии
На современном этапе развития Беларуси все важнее становится вопрос замещения иностранных энергоресурсов и поиска альтернативных источников электроэнергии, одним из перспективных источников относительно д ...

Перспективы развития нефтегазового комплекса России территориальный аспект
Нефть и газ в современной мировой экономике являются одними из важнейших минеральных ресурсов, а также стратегически значимыми товарами. Актуальность представленной работы обусловлена тем, что в условиях о ...

Разделы сайта