История освоения Индийского океана

20 мая 2007 г. ООН призвала к принятию международных мер против «бича пиратства» у берегов Сомали, заявив, что это явление угрожает отрезать 1 млн. сомалийцев от жизненно важных поставок. В настоящее время общая оценочная численность действующих у берегов Сомали пиратских формирований достигает 1,1-1,3 тыс. человек. Они состоят в пяти различных группировках. Самая мощная из них – «Сомалийские моряки» (именно она захватила «Понан»). В этой группировке действует так называемый кодекс поведения сомалийских флибустьеров.

В настоящее время пиратам в той или иной мере противостоит несколько корабельных групп и отдельных кораблей. Это, во-первых, восемь кораблей, участвующих в антитеррористической операции «Незыблемая свобода». Во-вторых, эскадра из семи кораблей НАТО, имеющая целевую задачу по борьбе с пиратством. В-третьих, это один корабль от стран (это по очереди были корабли от Франции, Дании, Голландии и Канады). В-четвертых, российский сторожевой корабль «Неустрашимый», т.е. всего 17 кораблей [42].

В целом, проблема пиратства у берегов Сомали чревата для мирового сообщества, по меньшей мере, пятью последствиями. Во-первых, она создала реальную угрозу безопасности морского судоходства в этой зоне и уже негативно повлияла на ряд экономических процессов. Так, пираты сорвали сезон ловли тунца, вынудив уйти в близлежащие порты свыше 50 рыбопромысловых судов.

Во-вторых, в ходе пиратских акций сомалийские флибустьеры оточили ряд специфических приемов, которые при желании могут повторить некоторые субъекты международного права, но уже в более широких целях, а также значительно расширили зону своих действий – отмечались случаи атак пиратов на удалении 420 морских миль от побережья.

В-третьих, доходы от пиратства, которые поступают за счет выкупов за захваченные суда и их экипажи, могут частично идти для подпитки многочисленных вооруженных конфликтов в Сомали. Кроме того, сами по себе отдельные захваченные суда могут стать источником получения оружия для различных группировок. Пример украинской «Фаины» - наглядное тому подтверждение. Тем более для пиратов уже давно одним из источников их доходов стала перепродажа части груза с захваченных судов. Более того, есть данные, что отдельные пиратские главари связаны с некоторыми клановыми военными формированиями и поставляют им средства, полученные от выплаты выкупа за заложников и распродажу части захваченного товара.

В-четвертых, пиратство стало влиять на политику и военно-политическую обстановку в регионе. Именно на фоне событий в Сомали, в том числе связанных с пиратством, Пентагон приступил к реализации планов по созданию Африканского командования (Африком).

В-пятых, действия пиратов могут в любой момент вылиться в крупную экологическую катастрофу, как это едва не произошло с танкером «Такаяма» [43].

Таким образом, изучение Индийского океана началось еще до нашей эры. Накопленный материал дал возможность постичь сложную историю развития всего Индийского океана и отдельных его частей. Однако в настоящее время Индийский океан стал опасным для исследования, в связи с пиратами, которые все чаще стали нападать на мирные суда.

Перейти на страницу: 1 2 3 

Публикации по географи

Индийский океан и рекреационные ресурсы
Актуальность. Океан очень долгое время разделял людей, живущих на различных материках. Потом он стал главным связующим звеном, объединявшим человечество. Справедливо иногда говорят, что нашу планету правильнее б ...

Анализ отраслевой структуры машиностроительного комплекса и факторов размещения его отраслей
Машиностроительный комплекс составляют машиностроение и металлообработка. Машиностроение занимается производством машин и оборудования, различного рода механизмов для материального производства, науки, культуры, ...

Разделы сайта