История освоения Индийского океана

Путешествия и исследования в

XX

и

XXI

вв.

В XIX – начале ХХ в. развернулось более широкое изучение океана.

В 1905 г. в западной части океана, в районе островов Маскаренских, Сейшельских и Чагос работала экспедиция на судне «Силарк» во главе с Д. Гардинером. Результатом работ этой экспедиции явился труд по физической океанографии обследованной акватории и подробное описание рельефа дна этого района.

Исследования Индийского океана были продолжены после первой мировой войны. Начиная с 30-х годов стали широко использоваться звуковые эхолоты, что резко сказалось на качестве океанологических наблюдений. Первой значительной экспедицией, измерявшей глубины Индийского океана звуковым эхолотом, была кругосветная Датская экспедиция на судне «Дана» (1928-1930 гг.). Она определяла также температуру и соленость глубинных вод, содержание растворенного кислорода, проводила обширные биологические наблюдения.

Несколько хорошо оснащенных глубоководных экспедиций работало в Индийском океане после второй мировой войны. Шведская кругосветная экспедиция под руководством океанографа Петерсона проводила исследования рельефа морского дна, глубоководных морских отложений и химии вод.

В 1956 и 1957 годах Индийский океан был дважды пересечен с юга на север советской Антарктической экспедицией на д/э «Обь». Экспедиция вела промеры глубин, собирала образцы грунта, придонной фауны и планктона.

В период 1960-1965 гг. проводилась Международная индоокеанская экспедиция (МИОЭ). Она была самой крупной из всех экспедиций, когда-либо работавших в Индийском океане. Программа океанографических работ МИОЭ охватывала наблюдениями почти весь океан, чему способствовало участие в исследованиях ученых около 20 стран.

С 1959 по 1963 г. на экспедиционном судне «Витязь» впервые выполнены систематические инструментальные измерения течений на различных горизонтах до глубины 2500 м. В значительной мере выполнена и одна из основных задач плавания «Витязя» в Индийском океане – изучение биологической структуры океана с целью определения относительной продуктивности разных его районов [20].

После завершения работ МИОЭ интенсивное изучение природы Индийского океана продолжается. Большое значение для выяснения строения и формирования котловины Индийского океана имеют работы американских экспедиций. В 1972 г. и 1973 г. судно «Гломар Челленджер» пробурило на 62 станциях 80 скважин, углубившись в толщу осадков до 1300 м. Изучение колонок показало, что наиболее древние осадки встречаются близ подводных окраин материков Западной Австралии и Восточной Африки.

В XXI веке Индийский океан продолжают исследовать и путешествовать по его бескрайним просторам. Так в 2006 г. пятеро путешественников экстрималов из Новосибирска, во главе с капитаном Анатолием Куликом 12 декабря вышли из порта города Дубаи (ОАЭ) на парусном катамаране. Преодолев около 7 тыс. км путешественники финишировали у берегов Таиланда [17].

Индийский океан в настоящее время — самый опасный в мире. И не из-за акул, хотя они здесь водятся во множестве, а из-за морских разбойников — пиратов. Современные пираты — это не старые вояки с повязкой на глазу и деревянной ногой. Это преступники на быстроходных судах, вооруженные по последнему слову техники. Они нападают на яхты, грузовые суда и танкеры, грабят их, убивая экипажи и пассажиров.

Первые сведения о пиратах, начавших действовать у берегов Сомали, появились еще в 90-е годы прошлого столетия. Однако тогда их действия были разрозненными и несистемными. В начале нового века активность сомалийских пиратов усилилась. Только с марта 2005 г. по июнь 2006 г. они атаковали десятки торговых судов в Индийском океане. Костяк экипажей пиратских судов составили бывшие моряки ВМС Сомали, которые решили на деле применить полученные ими ранее знания, а также примкнувшие к ним бывшие рыбаки. Уже тогда переходное правительство Сомали неоднократно обращалось к странам Восточной Африки с просьбой об оказании помощи в обуздании пиратов.

Перейти на страницу: 1 2 3

Публикации по географи

Проблемы и перспективы развития Северо-Кавказского экономического региона
Северо-Кавказский экономический регион, несомненно, имеет огромное значение как для экономики, так и для общего благосостояния страны. Ведь до одной трети всего материального производства по отношению к общеро ...

Структура АПК России. Проблемы его развития в условиях рыночных отношений
Агропромышленный комплекс — важная составная часть народ­ного хозяйства. Он объединяет все отрасли экономики по производст­ву сельскохозяйственной продукции, ее переработке и доведению до потребителя. Развитие А ...

Разделы сайта