Особенности размещения машиностроительного комплекса РФ

Страны с высокоразвитым машиностроением Страны со среднеразвитым машиностроением Страны со слаборазвитым машиностроением

США Бразилия Монголия

Саудовская Аравия

Канада Китай Иран

Ливия

Германия Австралия Перу

Мадагаскар

Россия Индия Куба

Сомали

Франция Аргентина Албания

Исландия

Швеция Мексика Индонезия

Лаос

Италия ЮАР Алжир

Ботсвана

Япония Корея

Египет Конго

Великобритания Испания Чили

Панама

Швейцария Португалия Ирак

Коста-Рика

Австрия Ирландия Турция

Гаити

Голландия Дания Заир

Тунис

Бельгия Норвегия

Нигерия Судан

Польша Финляндия Вьетнам

Свазиленд

Румыния Греция

Таиланд Непал

Станкостроение

Станкостроение, ведущая отрасль машиностроения, создающая для всех отраслей народного хозяйства металлообрабатывающие и деревообрабатывающие станки, автоматические и полуавтоматические линии, комплексно-автоматического производства для изготовления машин, оборудования и изделий из металла и др. конструкционных материалов, кузнечно-прессовое, литейное и деревообрабатывающее оборудование.

Появление металлорежущих станков связано с развитием крупного капиталистического производства, с организацией первых промышленных предприятий заводского типа. Широкое распространение машин-орудий, а затем и паровых машин требовало повышения точности обработки деталей. Эта задача могла быть решена только с изобретением машин для производства машин и в первую очередь металлорежущих станков с механическим суппортом. Создание механического суппорта относится к началу 18 в. Русский механик А. К. Нартов в 1738 построил первый в мире станок с механическим суппортом и набором сменных зубчатых колёс. Нартов и др. русские мастера (М. Сидоров-Красильников, С. Шелашников, Я. Батищев) сконструировали в 18 в. ряд металлорежущих станков (станки для сверления стволов пушек, различные агрегатные станки). Однако изобретения рус. мастеров не могли получить широкого применения и известности, т.к. потребность феодально-крепостнической России в небольшом количестве машин (главным образом для изготовления вооружения) обеспечивалась отдельными небольшими заводами.

В Великобритании в конце 18 в. сложились благоприятные условия для развития машинного производства машин. К 1790-м гг. относятся работы английского механика Г. Модсли по созданию станка с механическим суппортом. Механический суппорт, перенесённый с токарного на др. металлорежущие станки, положил начало станкам с развитым исполнительным механизмом.

В дальнейшем основные типы металлорежущих станков были сконструированы в Германии, Франции и других странах; над их созданием работали многие изобретатели. Так, например, в 1820—30-х гг. американец Э. Уитни разработал для оружейных заводов Кольта несколько конструкций фрезерных станков, в 1829 патент на фрезерный станок был выдан на имя Дж. Несмита, владельца крупных английских машиностроительных заводов, в 1861 — патент на усовершенствованный фрезерный станок на имя американской фирмы "Браун и Шарп". Ко 2-й половине 19 в. были в основном разработаны модели фрезерных, револьверных, строгальных, долбёжных и др. станков, главным образом для удовлетворения нужд начавшегося ж.-д. строительства и океанского пароходства. Станки получили известность под маркой выпускавших их крупнейших машиностроительных фирм "Витворт", "Несмит", "Селлерс", "Пратт"и др. В 1-й половине 19 в. ведущую роль в мировом С. играла Великобритания; во 2-й половине 19 в. её опередили США. В этот же период С. начало развиваться в Германии.

В России первым предприятием по производству металлообрабатывающих станков был завод Берда в Петербурге (1790). В 1815 металлорежущие станки стал выпускать Тульский оружейный завод. В 1824 в Петербурге был построен завод Илиса для изготовления паровых машин и станков. В конце 19 в. многие машиностроительные заводы наряду с др. продукцией производили станки. Весь выпуск металлорежущих станков в России в 1913 составил 1,8 тыс. штук, парк установленных станков в 1908 насчитывал 75 тыс. единиц. В общей массе поступающих в промышленность станков удельный вес станков отечественного производства составлял всего лишь 16—24%, остальная часть приходилась на долю импорта.

Перейти на страницу: 1 2 3

Публикации по географи

Становление нефтяного дела в Баку способы добычи, транспорта и переработки нефти
Нефть — это тот фактор, который сближал и сближает не только отдельные страны, но и разные континенты. В этом историческом процессе ведущая роль принадлежала бакинской нефти. До завоевания Северного Азербайджана ...

Энергетический комплекс РФ
Что такое энергетика? Для обычного человека — это свет и тепло. Для стороннего наблюдателя — электростанции, трубы, градирни, тысячи километров высоковольтных ЛЭП. А для человека, работающего в отрасли, эне ...

Разделы сайта