Важнейшая отрасль

Машиностроительный комплекс – первая по значимости отрасль специализации Северо-Запада.

Он представлен производством энергетического оборудования, судостроением, оптико-механической промышленностью, тяжелым машиностроением, сложным точным, трудоемким и материалоемким, приборостроением, станкостроением, электротехническим машиностроением, производством оборудования для различных отраслей хозяйства, и оборонным машиностроением Тяжелое машиностроение получило здесь существенное развитие.

Военно-промышленный комплекс представлен авиастроением и ракетно-космической отраслью, производством средств связи и радиотехники и особенно характерным здесь судостроением. Округ занимает одно из первых мест в России по производству морских судов разного типа (в том числе атомных ледоколов), уникальных паровых, гидравлических и газовых турбин, оптико-механической продукции. Экономический потенциал округа определяется в значительной степени промышленностью Санкт-Петербурга, (10% научно-технических разработок России.) Широко развито в округе точное и сложное машиностроение: приборостроение, радиотехническое, электронное, электротехническое, которое размещено в Санкт-Петербурге, Новгороде, Калининграде, Великих Лугах, Старой Руссе. В Санкт-Петербурге расположено головное объединение по производству электротехники «Светлана», электротехнические заводы, выпускающие трансформаторы, электродвигатели; широко известна продукция оптико-механического объединения «ЛОМО». Мощные энергетические установки для электростанций выпускаются АО «Электросила», Ижорским заводом и Невским металлургическим. В округе развито транспортное машиностроение. Особенно развито судостроение и судоремонт. Основные центры размещены а Санкт-Петербурге, Мурманске, Архангельске, Северодвинске, Сыктывкаре, Котласе, Калининграде. Судостроение Санкт-Петербурга представлено верфями Балтийского, Адмиралтейского, Канонерского заводов и заводом «Северная верфь», где выпускаются ледоколы (в том числе атомные), пассажирские теплоходы, нефтеналивные и рыболовные траулеры, рефрижераторы, лесовозы.

Развито производство железнодорожного подвижного состава, в основном, в Санкт-Петербурге, где производятся тепловозы, вагоны для электропоездов пригодного назначения, вагоны для метрополитена и спальные вагоны. Вагоны производятся и в Калининграде.

Кировский завод в Санкт-Петербурге производит мощные тракторы и паровые турбины. Заводы Санкт-Петербурга производят оборудование для металлургии, а также оборудование для текстильной и целлюлозно-бумажной промышленности. Оборудование для деревообрабатывающей промышленности производится в Петрозаводске (Карелия).

Высокая степень комбинирования заводов позволяет рассматривать их как определенное производственно-территориальное единство.

Машиностроение округа подразделяется на 3 ветви. Одна из них включает предприятия, ориентирующиеся на высококвалифицированный труд и отличающийся малой металлоемкостью. Это предприятия радиоэлектроники приборостроения, электроники. Все они имеют особо благоприятные условия развития в округе. Вторая ветвь объединяет заводы тяжелого и среднего машиностроения со значительной металлоемкостью и большими потребностями в труде, причем не только квалифицированном. К этой ветви относятся предприятия энергетического, сельскохозяйственного и полиграфического машиностроения, а также производящие строительно-дорожные машины и электротехнические изделия. Третья ветвь – металлическое судостроение. Судостроение тесно связано с различными машиностроительными заводами округа, в первую очередь Санкт-Петербурга.

Машиностроение округа имеет следующие стадии: производство корпусов машин, станин, производство узлов, деталей, запасных частей, а также чугунное и стальное литье; сборочное производство. Малая металлургия в машиностроении Северо-Запада имеет такое же значение, что и производство узлов и деталей, и поэтому относится ко второй стадии этого комплекса. Слабое место этого комплекса – вторая производственная стадия. Централизация производства узлов, деталей, литья – одна из важнейших проблем повышения эффективности машиностроения, которая должна была быть решена путем реконструкции крупных цехов и предприятий Санкт-Петербурга, выпускающих детали и узлы, и строительства соответствующих крупных заводов вне Санкт-Петербурга (Заводы зубчатых колес в Пскове и тд.)

Перейти на страницу: 1 2

Публикации по географи

Центральный федеральный округ
Республика Саха (Якутия) - субъект Российской Федерации, входит в состав Дальневосточного федерального округа, образована 27 апреля 1922 года. С высоким уровнем природно-ресурсного экономического потенциала. Сто ...

Великобритания
Великобритания (Соединенное Королевство)– островное государство, большая часть территории которого расположена на двух крупных островах, разделенных водами Ирландского моря. Общая площадь Великобритании составля ...

Разделы сайта