Система экономических районов

Разработка территориальных планов, прогнозные и предпла­новые расчеты по размещению предприятий, обоснованию реги­ональной специализации и межотраслевых связей, сближению уровней развития хозяйства давно проводятся с использованием сетки этих районов. По ним целесообразно прогнозировать в тер­риториальном разрезе интенсификацию производства, рекомен­довать приоритеты технического перевооружения и реконструк­ции, ресурсосбережения и охраны природы, дислокацию произ­водственных и научно-производственных комплексов и их групп. В рамках этих районов могут быть созданы наилучшие условия для преодоления автаркических тенденций в развитии хозяйства, для формирования рациональных территориально-экономичес­ких комплексов и местных рынков, претворения в жизнь принци­пов регионального самоуправления и самофинансирования. В них возможно сформировать и эффективные структуры феде­рального управления регионами.

На их базе для объединения усилий в рыночно-предпринимательской деятельности и координации хозяйства возникли добровольные (негосударственные) ассоциации областных реги­онов. Образованы 8 межрегиональных ассоциаций экономическо­го взаимодействия — новая форма экономического самоуправле­ния в масштабах крупных территорий, способствующая регио­нальной экономической интеграции: «Северо-Запад», «Цент­ральная Россия», «Черноземье», ассоциация республик, краев и областей Северного Кавказа, «Большая Волга», Уральская, «Си­бирское соглашение», Дальневосточная ассоциация.1

Однако действующая сетка крупных экономических районов, разработанная для условий планового хозяйства, нуждается в уточнении. В ней по прошествии длительного времени оказались нарушенными принципы территориальной концентрации и спе­циализации производства. Ряд районов (Поволжский, Западно-Сибирский и др.) теперь отличаются как слишком большим при­родным и хозяйственным потенциалом, так и сложной, многоот­раслевой структурой хозяйства (имеют по 7-8 и более крупных профилирующих отраслей и десятки таких производств), что ста­вит под сомнение их единство. Кроме того, даже в пределах неко­торых районов экономические оценки ресурсов многоцелевого назначения испытывают сильную дифференциацию, различаясь в 2-3 и более раз, что говорит об отсутствии в них объективных условий для единой специализации. Задача совершенствования экономического районирования поставлена Основными положе­ниями региональной политики в Российской Федерации. Требует реформирования и система мезорегионов - административно-тер­риториальное деление областного уровня, сложившаяся еще в се­редине 30-х годов, которую лишь условно можно назвать систе­мой экономических районов ввиду неполноценности региональ­ных хозяйственных комплексов.

В экономическом отношении подавляющее большинство российских областей, особенно Европейской части, - это неболь­шие образования с малоресурсным природным и экономическим потенциалом, лишенные особой производственной специализа­ции и благоприятных условий комплексного развития. Диапазон основных показателей экономического и социального развития достигает у них десятков раз и даже в пределах отдельных зон — многократных величин. Так, численность населения различается в 15 раз, а между всеми субъектами Федерации — в 360 раз (Мос­ковская область, Эвенкийский автономный округ). Это сущест­венно затрудняет формирование полноценных территориально-хозяйственных комплексов и емких региональных рынков, ус­ложняет территориально-комплексное планирование и прогно­зирование, не способствует регионализации экономической ре­формы и усилению прогрессивных тенденций к интеграции хо­зяйства на сопредельных территориях.

Административно-территориальное деление призвано все­мерно укреплять конституционный государственный строй, обеспечивать надежную управляемость общественным раз­витием. Но о каком «сильном центре» можно говорить при нали­чии подчиненных девяти десятков территориальных единиц? Ведь согласно научным теориям управления их оптимальное чис­ло не должно превышать 25—30. Дробность системы территори­ального деления исключает не только возможность расширить границы хозяйственно-социальной деятельности региональных и местных органов управления, но и реального «обзора» их феде­ральной властью (недавно этот недостаток устранен).1

Районные хозяйственные, или территориально-производст­венные, комплексы бывают различного масштаба и в этом каче­стве являются объективной основой экономических районов раз­ного ранга. Но в узком, практическом смысле под территориаль­но-производственными комплексами (ТПК) понимают образова­ния локального характера, выполняющие специальные функции. Они складываются в пределах крупных экономических (межобла­стные ТПК) и областных районов.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Публикации по географи

Оценка рекреационных ресурсов Владимирской области
Цель курсовой работы заключается в оценке рекреационного потенциала во Владимирской области. Основные задачи - дать исчерпывающую характеристику и провести анализ основных аспектов ...

Проблемы и перспективы развития Северо-Кавказского экономического региона
Северо-Кавказский экономический регион, несомненно, имеет огромное значение как для экономики, так и для общего благосостояния страны. Ведь до одной трети всего материального производства по отношению к общеро ...

Разделы сайта