Рекреация и туризм сегодня превратились в самые высокодоходные отрасли мировой экономики.
Разработка сетки экономических районов должна проводиться усовершенствованными методами районирования. Прежде всего они предусматривают качественный анализ конкретных узловых регионально-комплексных проблем, специфических условий образования районов на отдельных территориях. Для этого привлекаются материалы территориальных прогнозов, федеральных и региональных целевых программ развития территорий и др.1
За последние десятилетия качественный подход к обоснованию экономического районирования, который прежде был единственным, начал дополняться количественным. Правда, и в прошлом применялись картографический, статистический и отчасти балансовый методы, но более точные приемы количественного анализа стали внедряться лишь сравнительно недавно.
Группировка первичных районов (например, областей и т. п.) в более крупные по некоторым существенным признакам сравнительно просто проводится на основе статистических и расчетных (на перспективу) показателей регионального анализа. Для выявления общих черт специализации, а также комплексности областных единиц могут использоваться известные показатели: индекс локализации и общий индекс специализации, коэффициент сходства отраслевой структуры, индекс среднеотраслевой эффективности промышленного производства областных районов и др. Учитываются также экономический потенциал выделенных районов (численность населения, объем промышленного производства и т. п.), оценки на ресурсы многоцелевого характера, межобластной обмен грузов и т. д. При обосновании экономических районов должны рассматриваться различные варианты их состава.
Особенно плодотворно применение в экономическом районировании точного — экономико-математического метода. Эта проблема практически обычно касалась либо исследования отдельных сторон общей теории, либо только районирования каких-то ограниченных территорий. В СОПСе при Госплане СССР была впервые разработана принципиальная экономико-математическая модель всего территориально-экономического деления страны (70-е годы).
Модель основана на выявлении региональной дифференциации затрат общественного труда. Для этого исчислялась система оценок народнохозяйственных (приведенных) затрат в разрезе первичных регионов (областей и т. д.) по 4 ресурсам межотраслевого (многоцелевого) назначения (трудовым, земельным, водным, топливно-энергетическим) и по фактору транспортно-географического положения, отражающих общие условия территориальной специализации. Группировка первичных районов в крупные проводилась по степени общности значений всех пяти факторов совокупности, наименьшего отклонения их значений от средней величины (по минимуму коэффициента вариации). Варианты сетки районов просчитывались на ЭВМ.1
Становление нефтяного дела в Баку способы добычи, транспорта и переработки нефти
Нефть — это тот фактор, который
сближал и сближает не только отдельные страны, но и разные континенты. В этом
историческом процессе ведущая роль принадлежала бакинской нефти. До завоевания
Северного Азербайджана ...
Перспективы развития нефтегазового комплекса России территориальный аспект
Нефть
и газ в современной мировой экономике являются одними из важнейших минеральных
ресурсов, а также стратегически значимыми товарами. Актуальность представленной
работы обусловлена тем, что в условиях о ...