Специализация промышленности района.

Традиционная отрасль Поволжья — речное судостроение, крупнейший центр — Астрахань.

Наиболее крупные машиностроительные центры: Самарский (стан­костроение, производство подшипников, самолетостроение, автотрак­торное электрооборудование, мельнично-элеваторное оборудование и др.); Саратовский (станкостроение, производство нефтегазохимичес­кой аппаратуры, дизели, подшипники, самолетостроение, электротех­нические изделия и др.); Волгоградский (тракторостроение, судостро­ение, производство оборудования для нефтехимической промышлен­ности и др.); Ульяновский (станкостроение, самолетостроение, автомобилестроение, двигатели, дождевальные установки и др.); То­льяттинский (комплекс предприятий ВАЗа — ведущий в автомобиль­ной промышленности страны, производство оборудования для цемент­ной промышленности); Нижнекамский (комплекс предприятий Кам­ского автомобильного завода по производству грузовых машин и дизельных двигателей).

Важными центрами машиностроения являются также Казань и Пенза (точное машиностроение), Сызрань (оборудование для энерге­тической, нефтехимической промышленности, сельскохозяйственное машиностроение и др.), Энгельс (90% выпуска троллейбусов в РФ). Наибольшие перспективы развития в Поволжском экономическом рай­оне у автомобиле- и тракторостроения.

Промышленность строительных материалов. Развитию этой отрасли в районе способствует достаточно богатая сырьевая база, а также растущие потребности индустриального и жилищного строительства. Поволжье выделяется производством цемента (10— 12% от общероссийского его производства) на заводах Вольска, Новоульяновска, Михайловки. Выпускаются также бетонные и железобетонные изделия, асбоцементные трубы, рубероид, сили­катный кирпич. Мощные строительные организации, возникшие на базе гидростроительства (например, «Куйбышевгидрострой»), послужили основой сооружения крупных машиностроительных нефтехимических комплексов.

Черная металлургия, не являясь отраслью специализации, ча­стично удовлетворяет потребности машиностроения в металле. Она представлена передельным металлургическим заводом «Крас­ный Октябрь» в Волгограде, Белорецким металлургическим ком­бинатом, Волгоградским алюминиевым заводом и Самарским металлургическим заводом, производящим легкие сплавы. Волж­ский трубный завод выпускает электросварные трубы большого диаметра для нефтяной и газовой промышленности.

Легкая промышленность размещена на территории неравномер­но: в Астраханской области на ее долю приходится 0,8%, в Улья­новской — 3,6, Пензенской — 3,1, Волгоградской — 0,8, а в Са­марской — всего 0,2% и т.д.

Текстильная промышленность представлена производством шерстяных, суконных и хлопчатобумажных тканей. По их выпуску район находится на одном из первых мест среди экономических районов Российской Федерации.

Другой важной отраслью легкой промышленности является производство мехов (крупнейший меховой комбинат размещен в Казани), сырье для которого поступает из других районов страны.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 

Публикации по географи

Оффшорный бизнес и свободные экономические зоны в мировом хозяйстве
Свободные экономические зоны (СЭЗ) представляют собой одну из многообразных форм международных экономических отношений, прообразы которой использовались отдельными государствами в XIV—XV вв. в виде «свободных» г ...

Анализ отраслевой структуры машиностроительного комплекса и факторов размещения его отраслей
Машиностроительный комплекс составляют машиностроение и металлообработка. Машиностроение занимается производством машин и оборудования, различного рода механизмов для материального производства, науки, культуры, ...

Разделы сайта