Рекреация и туризм сегодня превратились в самые высокодоходные отрасли мировой экономики.
Традиционная отрасль Поволжья — речное судостроение, крупнейший центр — Астрахань.
Наиболее крупные машиностроительные центры: Самарский (станкостроение, производство подшипников, самолетостроение, автотракторное электрооборудование, мельнично-элеваторное оборудование и др.); Саратовский (станкостроение, производство нефтегазохимической аппаратуры, дизели, подшипники, самолетостроение, электротехнические изделия и др.); Волгоградский (тракторостроение, судостроение, производство оборудования для нефтехимической промышленности и др.); Ульяновский (станкостроение, самолетостроение, автомобилестроение, двигатели, дождевальные установки и др.); Тольяттинский (комплекс предприятий ВАЗа — ведущий в автомобильной промышленности страны, производство оборудования для цементной промышленности); Нижнекамский (комплекс предприятий Камского автомобильного завода по производству грузовых машин и дизельных двигателей).
Важными центрами машиностроения являются также Казань и Пенза (точное машиностроение), Сызрань (оборудование для энергетической, нефтехимической промышленности, сельскохозяйственное машиностроение и др.), Энгельс (90% выпуска троллейбусов в РФ). Наибольшие перспективы развития в Поволжском экономическом районе у автомобиле- и тракторостроения.
Промышленность строительных материалов. Развитию этой отрасли в районе способствует достаточно богатая сырьевая база, а также растущие потребности индустриального и жилищного строительства. Поволжье выделяется производством цемента (10— 12% от общероссийского его производства) на заводах Вольска, Новоульяновска, Михайловки. Выпускаются также бетонные и железобетонные изделия, асбоцементные трубы, рубероид, силикатный кирпич. Мощные строительные организации, возникшие на базе гидростроительства (например, «Куйбышевгидрострой»), послужили основой сооружения крупных машиностроительных нефтехимических комплексов.
Черная металлургия, не являясь отраслью специализации, частично удовлетворяет потребности машиностроения в металле. Она представлена передельным металлургическим заводом «Красный Октябрь» в Волгограде, Белорецким металлургическим комбинатом, Волгоградским алюминиевым заводом и Самарским металлургическим заводом, производящим легкие сплавы. Волжский трубный завод выпускает электросварные трубы большого диаметра для нефтяной и газовой промышленности.
Легкая промышленность размещена на территории неравномерно: в Астраханской области на ее долю приходится 0,8%, в Ульяновской — 3,6, Пензенской — 3,1, Волгоградской — 0,8, а в Самарской — всего 0,2% и т.д.
Текстильная промышленность представлена производством шерстяных, суконных и хлопчатобумажных тканей. По их выпуску район находится на одном из первых мест среди экономических районов Российской Федерации.
Другой важной отраслью легкой промышленности является производство мехов (крупнейший меховой комбинат размещен в Казани), сырье для которого поступает из других районов страны.
Становление нефтяного дела в Баку способы добычи, транспорта и переработки нефти
Нефть — это тот фактор, который
сближал и сближает не только отдельные страны, но и разные континенты. В этом
историческом процессе ведущая роль принадлежала бакинской нефти. До завоевания
Северного Азербайджана ...
Перспективы развития нефтегазового комплекса России территориальный аспект
Нефть
и газ в современной мировой экономике являются одними из важнейших минеральных
ресурсов, а также стратегически значимыми товарами. Актуальность представленной
работы обусловлена тем, что в условиях о ...