Территориальная организация и структура производительных сил Дальневосточного экономического округа

Одним из главных направлений повышения экономической эффективности лесной и деревообрабатывающей промышленности Дальнего Востока является создание не отдельных изолированных, хотя и мощных предприятий, а крупных лесопромышленных комплексов, состоящих из производств по заготовке древесины, и её последовательной и глубокой механической и химической обработке.

Достижение намечаемых объёмов производства требует расширения действующих и строительства новых предприятий. Такой пик произошёл в 70-е — 80-е годы. Тогда вступили в действие Совгаванский, Амгуньский, Падалинский леспромхозы, Литовский фанерный завод, Биробиджанский лесозавод, Хорский гидролизно-дрожжевой завод, цех домостроения на Хорском лесокомбинате, Тунгусский и Мухенский домостроительные комбинаты и много других производств.

Лесная и деревообрабатывающая промышленность наиболее развиты на Дальнем Востоке. Особенно большое развитие они получили в Хабаровском и Приморском краях, в республике Саха, Амурской и Сахалинской областях, откуда значительная часть пиломатериалов поступает на экспорт. Целлюлозо-бумажная промышленность развита на Южном Сахалине, который по выпуску бумаги лидирует во всей Восточной экономической зоне. Производство картона размещается в Хабаровском крае (Амурск) и на Сахалине, клееной фанеры — в Приморском и Хабаровском краях. Деревообрабатывающая промышленность, кроме того, представлена домостроением, производством тары, мебели, фанеры и гидролизными заводами, но развиты эти отрасли недостаточно. Это сдерживает дальнейшее развитие лесозаготовок, так как транспортировка круглого леса на столь дальние расстояния в европейскую часть неэффективна, невыгоден круглый лес и для экспорта. Поэтому в перспективе постоянное внимание будет уделяться расширению высококвалифицированной переработки древесины, в том числе в районе Байкало-Амурской магистрали.

В составе комплекса машиностроения и металлообработки представлены крупные отрасли индустрии района. На их долю приходится 1/5 стоимости производимой промышленной продукции и почти 1/3 промышленно-производственного персонала. Собственно машиностроение развито лишь в Примор­ском и Хабаровском краях и в Амурской области, в остальных областях и Якутии налажены ремонтное дело и производство некоторых запасных частей для машин и техники местного хозяйства.

Наибольшее развитие получили судостроение и судоремонт, прямым образом связанные с рыбной промышленностью, морским и речным транспортом. Судостроительные и судоремонтные предприятия есть в морских и речных портах района. На них строятся малые и средние рыболовные суда и ремонтируются крупные. Развиваются отрасли машиностроения по производству и ремонту техники для рыбной, горной и лесной промышленности. Предприятия этого профиля имеются во Владивостоке, Хабаровске и некоторых других городах.

Создано сельскохозяйственное машиностроение, представленное заводом (Биробиджан), выпускающим разнообразную технику, приспособленную к особенностям природных условий Дальнего Востока, в том числе комбайны с гусеничным ходом. Многочисленные ремонтные базы построены во всех основных сельскохозяйственных районах, на некоторых из них изготавливаются запасные части. Транспортное машиностроение представлено многочисленными авторемонтными предприятиями и ремонтными заводами железнодорожного транспорта в Уссурийске, Южно-Сахалинске и Свободном.

За последние годы заметное развитие получили электротехника, производство энергетического оборудования, станкостроение в Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Уссурийске, Биробиджане и в некоторых других городах. Однако ряд видов производимой здесь продукции вывозится в другие районы, в том числе европейскую часть, на огромные расстояния, что нельзя признать рациональным, тем более что основное технологическое оборудование для большинства отраслей хозяйства района завозится из других районов. Самой неотложной задачей для Дальнего Востока является значительное расширение ремонтной базы и производства ряда массовых запасных частей к используемой здесь технике.

Промышленность строительного комплекса представлена цементными заводами в Приморском и Хабаровском краях и Сахалинской области, заводами железобетонных конструкций и строительных деталей главным образом в крупных городах, предприятиями по производству стройматериалов. Однако масштабы развития отрасли пока недостаточны. Особенно важное значение здесь приобретает создание крупных баз промышленности строительных материалов в связи с опережающими темпами программы жилищно-бытового строительства в целях значительного улучшения жизни населения района и закрепления притока новых переселенцев.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Публикации по географи

Петропавловск-Камчатский
Петропа́вловск-Камча́тский — город и порт на Дальнем Востоке России, административный центр Камчатского края (до 1 июля 2007 — Камчатской области). Население — 194431 человек (2010). Расстояние о ...

Стратегическое планирование в системе управления экономическим развитием региона на примере Липе
Липецкая область была образована 6 января 1954 года. Липецк – областной центр Российской Федерации, расположенный в центральной части европейской территории России. Одной из центральных проблем, стоящих п ...

Разделы сайта