Рекреация и туризм сегодня превратились в самые высокодоходные отрасли мировой экономики.
Для отбора объектов оценивания А.И. Зориным был проведен полный контент-анализ статей из основных интерактивных энциклопедий, справочников и словарей.
Контент-анализ
– наукометрическое исследование содержания текста (Пэнто, Гравитц, 1972). Применяется в социологии, психологии, психиатрии, политологии, этнографии, литературоведении, географии для анализа содержания текста средств массовой информации (газет, радио, телевидения), литературных произведений, лекций, писем, служебных документов, интервью и т. п.
При отборе объектов использовалась количественная версия контент-анализа, основанная на анализе частотности встречаемых в тексте упоминаний туристских центров, что позволяет решать многие задачи параметризации.
Логическая модель контент-анализа выделяет три элемента: категориальную модель предмета анализа; систему единиц анализа; меры измерения. В нашем случае категориальная модель предмета
контент-анализа позволила рассмотреть туристские центры как категории статей интерактивных энциклопедий. Соответственно система единиц контент-анализа
– совокупность объектов культурного и природного наследия, о которых упоминается в статьях, посвященных туризму. Мера измерения
– вероятность встречи объекта во всех интерактивных энциклопедиях.
В качестве рабочей модели была выдвинута гипотеза, что число туристских центров, которые должны войти в справочник «Туристские центры Российской Федерации», должно соответствовать объему информации о них, содержащейся в «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия» (4 CD, 1998) – наиболее детальной к настоящему времени и комплексной интерактивной энциклопедии, в которой представлена информация об объектах природного и культурного наследия Российской Федерации, составляющих основу ее рекреационного потенциала. Всего в ней было выявлено 5917 статей о туристских центрах Российской Федерации. В свою очередь, эти статьи содержат информацию о 48625 объектах культурного и природного наследия.
Полученные количественные данные позволяют провести детальный региональный и функциональный анализы, но в данном издании важнее раскрыть суть процедуры оценивания.
В разных энциклопедиях детальность информации о туристских и рекреационных объектах на территории Российской Федерации весьма различна. С одной стороны, это можно воспринимать как недостаток. Но с другой – как определенный знак, свидетельствующий об уровне информированности читателей и пользователей данных энциклопедий о туристском и рекреационном потенциале России. Иначе говоря, используя интерактивную информацию при разработке справочника о туристских центрах, мы в полной мере можем реализовать правило генерализации географической информации
в зависимости от масштаба исследования. Это методологическое правило позволило разработать простую и эффективную методику оценки значимости
туристских центров, объектов и местностей:
ü Всякое упоминание в «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия» какого-либо объекта, имеющего туристскую и рекреационную ценность, оценивается в один балл.
ü Если объект упоминается еще раз хотя бы в одной из отечественных интерактивных энциклопедий, то он получает десять баллов.
ü Если объект упоминается во всех отечественных интерактивных энциклопедиях, то он получает сто баллов.
ü Если объект упоминается в одной из иностранных интерактивных энциклопедий, то он получает тысячу баллов.
ü Если объект упоминается в нескольких иностранных интерактивных энциклопедиях, то он получает десять тысяч баллов.
Баллы присваиваются каждому объекту, выделенному в тексте, и могут суммироваться в масштабе туристского центра, области, страны. Вся информация представляется в виде таблицы, в которой суммируются значения по каждому из субъектов Российской Федерации.
Для получения количественных значений рекреационного потенциала используется иерархическая шкала оценок (табл.), которая позволяет фиксировать и соотносить между собой значения рекреационных потенциалов не только объектов, но и местностей. В основу шкалы положен иерархический принцип, согласно которому вышестоящий таксон (например, экскурсионный центр) вбирает в себя все объекты нижестоящего таксона.
Таблица
Шкала оценки рекреационного потенциала территории
Таксоны |
Репрезентативность |
Оценка рекреационного потенциала, баллы | |||
Рекреация |
Курорты |
Экскурсии |
Туризм | ||
Уникальный рекреационный центр |
Уникальный курорт |
Уникальный экскурсионный центр |
Уникальный центр туризма |
Объект глобального значения |
10000 |
Рекреационный район |
Курортная агломерация |
Экскурсионный район |
Туристский район |
Агломерация объектов |
1001–10000 |
Центр рекреации |
Курорт |
Экскурсионный центр |
Центр туризма |
Группа объектов |
101–1000 |
Рекреационный узел |
Курортный центр |
Экскурсионный узел |
Туристский центр |
Сочетание объектов |
11–100 |
Рекреационный объект |
Курортная местность |
Экскурсионный объект |
Туристская местность |
Единичный объект |
1–10 |
Характеристика дальневосточного экономического округа
В противоречивом процессе
становления новой социально-экономической системы в нашей стране все большее
значение приобретает природный фактор развития общества, государства,
отдельного человека.
Исторически Ро ...
Структура АПК России. Проблемы его развития в условиях рыночных отношений
Агропромышленный комплекс — важная составная
часть народного хозяйства. Он объединяет все отрасли экономики по производству
сельскохозяйственной продукции, ее переработке и доведению до потребителя.
Развитие А ...