Рекреационная оценка природных ресурсов

2. Все параметры, оценивающие эстетические качества растительности сводятся к определению породного состава, выделению ярусов и определению жизненности, сомкнутости крон, зрелости верхнего яруса, т. е. то, что определяется в ходе ландшафтной съемки и фиксируется в описании ПТК при составлении ландшафтных карт. По результатам различных оценок наиболее привлекательным считается смешанный лес зрелый, с сомкнутостью крон 0,6-0,8, с разреженным или слабовыраженным подлеском, жизненностью – 3. Исключения могут составлять уникальные формации, или те, в которых есть элемент экзотики.

3. Водные объекты обладают ярко выраженным притягательным эффектом и, безусловно, доминируют в пейзаже. Выделяются площадные (озера) и линейные (реки) водные объекты. Площадные более значимы в формировании пейзажного облика территории в силу своей экзотичности и уникальности. При оценке озер первостепенное значение придается их “масштабности” т. е. площади зеркала, а также прозрачности воды. В горных районах озера традиционно рассматриваются как натуральные объекты аттракции. При оценке линейных объектов приоритет отдается свойствам, формируемым особенностями продольного профиля русла, углом падения и соответственно скоростью течения, характером русловых процессов и т. п. – наличие водопадов, перекатов, порогов и т. п. Значимость показателей, характеризующих особенности сочетания водных объектов с другими компонентами пейзажа (особенно рельефа), отмечается большинством исследователей. Сочетания территорий и акваторий формируют так называемые краевые зоны – границы различных сред.

4. Атмосферные явления традиционно не учитываются при оценке, поскольку трудно прогнозируются и являются кратковременными. Хотя они могут нести самостоятельную эстетическую нагрузку, но чаще просто формируют фон восприятия. Возможность наблюдения в пределах территории тех или иных атмосферных явлений указывается в общем описании.

Методические основы оценки эстетичности ландшафтов

(по О.В. Калашниковой)

В настоящее время не стоит задача дать абсолютную оценку эстетических качеств ландшафта. Оценка имеет, как правило, прикладную направленность (главным образом для целей рекреации), и основана на сравнении природных территорий по степени привлекательности. Тем не менее, вопрос о реальности и необходимости оценки, остается открытым и сейчас. Красота природы объективна и независима от чьих либо вкусов, следовательно, способна вызывать одинаковые ощущения у различных субъектов. Поэтому попытки унифицировать системы и критерии оценки представляются вполне корректными. При этом эстетичность рассматривается как степень эмоциональной привлекательности той или иной территории. В современное время, в соответствии со способами решения проблемы, методики оценки развиваются по трем направлениям.

Классическими можно считать методики оценки, в основу которых положено качественное описания эстетических свойств ландшафта. Эти системы оценки основаны на утверждении того, что невозможно определить эстетические характеристики природных комплексов с помощью количественных показателей. Но подобный подход не имеет практической реализации, поскольку некорректно анализировать свойства природных комплексов и сравнивать привлекательность территорий на основе эмоциональных эпитетов. Несмотря на однозначно субъективный подход, позитивная оценка качества пейзажей имеет широкое утилитарное применение в современной индустрии рекламы для подсознательного привлечения потребителей. Причем, рекламируемые товары или услуги не обязательно напрямую связаны с демонстрируемыми видами природы, чаще используются положительно-эмоциональные ассоциации, отражающие свойства пейзажей.

Социологический опрос считается наиболее объективным и надежным методом оценки. Однако из-за некомпетентности респондентов опрос, как правило, сводится к выявлению предпочтений различных категорий рекреантов относительно способов или мест отдыха. Объективность этого метода при выявлении показателей привлекательности ландшафта спорна, поскольку составлением опросников занимаются специалисты. Проблематичность реализации этого метода заключается в его трудоемкости и больших финансовых затратах.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Публикации по географи

Топографические и тактические условные знаки. Дорожная сеть. Пункты управления и средства связи
Военная топография - это наука о способах изучения местности, ориентирования, целеуказания, производство измерений на местности. Военная топография изучает топографические карты и приемы работы с ними. Карта - эт ...

Экономическое районирование. Основные принципы районирования
Наша страна располагает богатым научным наследием и прак­тическим опытом экономического районирования. Территориаль­но-экономическое деление России в познавательных целях про­водилось задолго до революции. Конст ...

Разделы сайта