Эффективность использования природных ресурсов в России

Проект включает четыре основных направления исследований:

- нестабильность мировых сырьевых рынков и развитие российской экономики;

- реформирование финансовой системы лесопользования в России;

- анализ рынков электроэнергии в России;

- анализ возможностей либерализации рынка природного газа в России.

Российская экономика характеризуется целым рядом особенностей, которые необходимо учитывать при прогнозировании ее поведения в кратко- и среднесрочной перспективе. К числу этих особенностей относятся: богатство природными ресурсами, чрезвычайно важная роль, которую эти ресурсы играют в производстве ВВП, открытость экономики внешнему миру, монополизация ключевых отраслей экономики (газовой промышленности, электроэнергетики, железнодорожного транспорта). Исходя из указанных выше особенностей российской экономики, ее моделирование должно учитывать такие факторы, как доходы от экспорта природных ресурсов, курс рубля, тарифы естественных монополий. Еще одной характерной особенностью сегодняшней российской экономики является наличие избыточных производственных мощностей и рабочей силы, что позволяет, даже в среднесрочной перспективе, использовать для моделирования российской экономики так называемые «спросовые» модели, т.е. модели, не учитывающие ограничения на производственные факторы. Подобные макроэкономические модели, описывающие развитие открытой экономики, экспортирующей природные ресурсы, были разработаны в 70-80 годы прошлого века и успешно используются во многих странах. Модификация этих моделей, учитывающая указанные выше особенности российской экономики, позволит получить инструмент для прогноза динамики российской экономики в кратко- и среднесрочной перспективе.

В последнее время в России весьма широко обсуждается вопрос о том, каким должен быть курс рубля по отношению к основным мировым валютам. Существуют две противоположные точки зрения на эту проблему. Согласно одной из них, заниженный реальный курс рубля способствует экспорту и замещению импорта, что стимулирует экономический рост. С другой стороны, имеются эмпирические подтверждения тому, что экономический рост положительно коррелирован с реальным обменным курсом национальной валюты. Следует, однако, заметить, что эти эмпирические исследования проводились лишь в отношении некоторых развивающихся стран (например, Мексики и Аргентины). В отношении России известно лишь одно подобное исследование, которое было проведено на основе достаточно ограниченного набора данных. Простой анализ развития российской экономики до и после кризиса 1998 г. не позволяет дать вполне однозначный ответ о влиянии реального обменного курса рубля на экономическое развитие. Есть все основания полагать, что модель, которую предполагается использовать в проекте поможет ответить на поставленный выше вопрос. Ее отличие от других моделей, которые используются для анализа российской экономики, состоит в том, что она является динамической. Это обстоятельство представляется весьма важным для анализа современной российской экономики, которая в значительной степени зависит от колебаний мировых цен на нефть. Следует отметить, что учет динамики развития экономики может объяснить существование упомянутых выше различных точек зрения на влияние реального обменного курса национальной валюты на экономический рост.

В последнее время в связи с ростом мировых цен на нефть в России наблюдается профицит бюджета, однако, существующая система бюджетных поступлений остается неэффективной. Одним из возможных путей повышения ее эффективности является увеличение доли рентных платежей за пользование природными ресурсами в бюджетных доходах. Несмотря на то, что Россия весьма богата природными ресурсами, эта доля чрезвычайно мала — менее 4% консолидированного бюджета. При этом надо иметь в виду, что значительная часть бюджетных доходов собирается в природно-ресурсных отраслях через посредство других (нерентных) платежей - НДС, налог на прибыль и т.п. Между тем, природно-ресурсная рента - это наиболее эффективный источник бюджетных доходов, ибо, в отличие от традиционных налогов, не вносит искажений в использование факторов производства. Повышение доли природно-ресурсной ренты, изымаемой государством, будет способствовать улучшению экономического положения, как отдельных регионов, так и всей страны.

В отношении рентных платежей лесная отрасль России мало отличается от других природно-ресурсных отраслей. Государство, являясь единственным собственником лесов в России, устанавливает на федеральном уровне минимальный размер лесных податей, который может быть увеличен местными властями. Используемая методика исчисления лесных податей унаследована с советских времен и не соответствует рыночным условиям. Средний размер лесных податей чрезвычайно низок, например в 2000 г. он составил 18 рублей за кубометр. Для сравнения, в соседней Финляндии соответствующая цифра составляет около 25 долларов за кубометр, а в Эстонии, более близкой нам стране с переходной экономикой, - 15 долларов за кубометр. В результате доля лесных податей в региональных бюджетах очень мала, например, в относительно богатой лесами Новгородской области в 1999 г. она составляла около 2%. Низкий уровень лесных податей ведет, в частности, к тому, что лесхозы, основной задачей которых является обеспечение эффективности лесопользования, не имея достаточных средств, занимаются коммерческой деятельностью в ущерб долгосрочным интересам лесного хозяйства.

Перейти на страницу: 1 2

Публикации по географи

Экономико-географическая характеристика Поволжского экономического района
Данный реферат посвящен экономико-географической характеристике Поволжского экономического района". Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Поволжский р ...

Геокриологические процессы Центральной Якутии
Криолитозона - часть криосферы в пределах верхнего слоя земной коры, характеризующаяся в течение всего года или хотя бы короткое время (но не менее суток) отрицательной температурой почв и горных пород и наличи ...

Разделы сайта