Понятие оффшорной зоны, оффшорной компании и оффшорного бизнеса

На территории России вправе осуществлять предпринимательский бизнес компании, имеющие регистрацию за рубежом. Можно выделить три группы таких компаний, а именно:

• Предпринимательские фирмы, учрежденные обычным способом в различных иностранных государствах;

• Предпринимательские фирмы, учрежденные в так называемых оффшорных экономических зонах;

• Транснациональные компании, действующие посредством филиалов, зарегистрированных в России.

В целом, зарегистрированные за рубежом предпринимательские фирмы имеют право беспрепятственно действовать на территории Российской Федерации на основании полученных ими лицензий и других разрешительных документов для выполнения видом предпринимательской деятельности, которые требует обязательного лицензирования. В остальных случаях они вправе осуществлять свою деятельность без лицензии.

Такие фирмы могут создавать в России свои представительства, которые, согласно российскому законодательству, вправе лишь представлять интересы субъектов бизнеса и осуществлять их защиту. Все свои предпринимательские функции, включая проведение финансовых операций и уплату налогов, подобные формы осуществляют за пределами России. Непосредственно на территории России указанные субъекты предпринимательского бизнеса занимаются лишь поисками контрагентов и клиентов, оказывают услуги через Интернет и выполняют разовые поручения единичных клиентов (например, в области консультирования или проведения экспертизы). Разновидностью таких предпринимательских фирм, действующих на территории Российской Федерации, являются оффшорные компании.

Нередко авторы вводят и употребляют термин «оффшор», который применяется ими как в значении оффшорная зона, так и для характеристики происходящих в ней процессов. Так в экономическом справочнике А. Амбарцумова и С Стерлигова «1000 терминов рыночной экономики» сказано: «оффшор – термин, применяемый для характеристики мировых финансовых центров, а также для некоторых видов банковских операций».

Другое, более полное определение этого термина можно найти в «Большом энциклопедическом словаре»: «оффшор (англ. Off-shore – находящийся на расстоянии от берега, вне территории страны) – территории, представляющие льготный режим (снижение налогов, освобождение от валютного контроля и т.п.) для финансово-кредитных операций с иностранными участниками и в иностранной валюте».

Однако суть рассматриваемых явлений точнее и подробнее раскрывается теми экономистами, которые оперируют понятиями «оффшорная зона», «оффшорная компания» и «оффшорная деятельность». Под оффшорной компанией понимается предпринимательская фирма, зарегистрированная на особых территориях, называемых оффшорными зонами. В свою очередь оффшорная зона представляет собой территориально обособленный регион, район, область или остров (полуостров), в котором не действуют некоторые правила и нормы страны юрисдикции, то есть той страны, в пределах которой создается данный оффшор. А под «оффшорной деятельностью» понимается деятельность фирм и компаний вне юрисдикции какого-либо государства (территории).

Наиболее полным является следующее понимание оффшорного бизнеса и оффшорной компании: «оффшорный бизнес» - это бизнес, осуществляющийся за пределами данной юрисдикции, имеющий зарубежные по отношению к ней источники дохода и поэтому подлежащий в ней льготному налогообложению.

«Оффшорная компания» - это термин, характеризующий особый организационно-юридический статус предприятия, который обеспечивает ему максимальное снижение налоговых потерь (в большинстве случаев – до нуля). Такой статус обычно связан с требованием проведения деловых операций за пределами юрисдикций, где данная оффшорная компания официально зарегистрирована.

В настоящее время сформировалась широкая область применения оффшорных компаний: банковский и страховой бизнес, операции с недвижимостью, судовладение и международные перевозки, лицензионная и научная деятельность, строительство, производство и т.п. Что касается производственной деятельности, то ее осуществляют так называемые контактные оффшорные компании, которые, не имея своих собственных производительных мощностей, заказывают производственные услуги в других компаниях, а сами занимаются обеспечением основного производства (разработка товара, сбыт, реклама, поиск рыночных ниш и т.д.).[1]

Публикации по географи

Характеристика дальневосточного экономического округа
В противоречивом процессе становления новой социально-экономической системы в нашей стране все большее значение приобретает природный фактор развития общества, государства, отдельного человека. Исторически Ро ...

Рекреационная география
Уже давно существует необходимость создания учебного пособия по курсу «Рекреационная география», так как рекреация и туризм превратились сегодня в самые высокодоходные отрасли мировой экономики, и к тому же учебн ...

Разделы сайта