Международные экономические связи Японии

Япония являет собой яркий пример страны, очень активно участвующей в международном географическом разделении труда. Для нее характерно развитие всех видов внешнеэкономических связей, и они во многом определяют ее роль в мировом хозяйстве и обеспечивают ее экономическую безопасность. Но значение отдельных видов таких связей менялось со временем. На первом и втором этапах развития страны они сводились в основном к внешней торговле. Но затем Японии удалось завоевать достаточно прочные позиции в таких видах деятельности, как вывоз капитала, производственные, научно-технические и другие связи.

Попытаемся охарактеризовать внешнюю торговлю

Японии по трем ее основным показателям: оборот, структура и географическое распределение.

По размерам внешнеторгового оборота (1225 млрд долл.) современная Япония занимает четвертое место в мире после ФРГ, США и Китая. Ее доля в мировом экспорте товаров превышает 5,5 %, а в мировом их импорте – 4,5 %. По экспорту услуг она уступает только США, Германии и Великобритании, а по их импорту – США и Германии. Торговый баланс страны традиционно имеет положительное сальдо: в 2006 г. превышение экспорта над импортом достигло 70 млрд долл. Но при этом по уровню открытости своей экономики Япония уступает большинству стран Западной Европы, поскольку ее экспортная квота составляет только 14 % общего объема ВВП.

На фоне постоянной тенденции к повышению внешнеторгового оборота его структура отнюдь не оставалась неизменной. Как уже было упомянуто, известный журналист В. В. Овчинников как-то сравнил экономику Японии на первом этапе ее развития с огромным перерабатывающим заводом, который ввозит почти все необходимое сырье, а затем, переработав, отправляет его на мировой рынок уже в виде готовой продукции. Неудивительно, что на этом этапе Япония превратилась в крупнейшего мирового импортера минерального сырья и топлива и экспортера продукции черной и цветной металлургии, судостроения, нефтехимии. Затем в структуре экспорта страны все большую роль начали играть автомобили, бытовая электроника, а еще позднее– различные виды наукоемкой продукции.

В 1990-х гг. японский экспорт на 3/4 состоял из продукции машиностроения (автомобили, морские суда, телевизоры, фотоаппараты, компьютеры, интегральные схемы, оптические и другие приборы), причем экспортность некоторых производств достигала 50–70 % и более (рис. 125). Остальная часть экспорта приходилась на синтетические волокна, автомобильные шины, чугун, сталь и др. Что же касается импорта, то Япония по-прежнему в сильнейшей степени зависела от ввоза многих видов топлива и сырья (рис. 125). Более того, она оказалась крупнейшим в мире покупателем некоторых из них (каменный уголь, железная руда, руды цветных металлов). По размерам ежегодного ввоза нефти (более 200 млн т) она уступала только США. В дальнейшем эта структура претерпела новые изменения. В 2006 г. в экспорте первое место занимали транспортные средства (21 %), машины и электроника (по 17 %), за ними следовали химические и электрохимические товары, чугун и сталь, оргтехника. А в импорте на первом месте осталась нефть (18 %), на втором – электроника (13 %), на третьем – продукция сельского хозяйства (9 %); далее шли химические товары, машины, электротехника, металлы и их руды.

Географическое распределение внешней торговли Японии имеет ряд особенностей, отличающих ее от Западной Европы и США. Первая из них заключается в повышенной роли в этой торговле развивающихся стран. Это относится и к ее экспорту, и в еще большей мере к ее импорту, что объясняется в первую очередь сырьевыми потребностями страны. Вторая особенность заключается в особых внешнеторговых интересах, которые имеет Япония в Азиатско-Тихоокеанском регионе, куда направляется основная часть ее экспорта и откуда поступает основная часть сырьевых и продовольственных товаров.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Публикации по географи

Развитие и размещение нефтяной промышленности России
Нефтяная промышленность является составной частью ТЭК - многоотраслевой системы, включающей добычу и производство топлива, производство энергии (электрической и тепловой), распределение и транспорт энергии и топ ...

Этапы экономического развития Китая
Китайская Народная Республика (КНР) – третье по размерам территории государство мира. Его площадь превышает 9,6 млн кв. м. Население - свыше 1300млн человек. Китайцы составляют 94% населения, всего прожив ...

Разделы сайта