Транспортный комплекс

Транспортный комплекс

представлен всеми видами транспорта. Основная проблема связана с тем, что большинство линий сообщения имеют субмеридиональное простирание, поэтому внутрирайонные связи затруднены. Большинство потоков грузов направлено на юг в более развитые районы (нефть, газ, уголь, апатиты и нефелины, лес, рыба) или же к основным портам района (Архангельск, Мурманск), а также в порт Санкт-Петербурга. В перспективе железнодорожная сеть расширяется за счет строительства нового выхода с Урала (Пермь - Кудымкар – Сыктывкар – Карпогоры – Архангельск).

Морской транспорт

переживает этап интенсивного развития. В Северном экономическом районе – два крупнейших торговых порта: Архангельский и Мурманский. На Белом море имеются порты в Кандалакше, Беломорске и некоторых других городах.

Архангельский порт – старейший порт страны, с давних пор обеспечивающий торговые связи России с Западом. Архангельск является портом круглогодичной навигации (которая обеспечивается ледокольным флотом). Для бесперебойного функционирования порта проводятся также дноуглубительные работы на подходных каналах. Причалы трех районов порта принимают суда с разной осадкой и длиной.

АО «Архангельский морской торговый порт» - многопрофильный порт. В значительной степени он занимается перегрузкой продукции ЛПК, отправляемой на экспорт.

Мурманский порт расположен в глубоковдающемся в побережье Баренцева моря глубоководном Кольском заливе. Мурманск – крупнейший торговый порт, отправная база Северного морского пути и крупнейший рыбный порт страны. Побережье Кольского полуострова омывает теплое Северо-Атлантическое течение, что делает порт открытым для свободного плавания в течение всего года. Большие глубины у причалов исключают какие-либо ограничения по осадке судов, позволяют принимать и обрабатывать современные транспорты любых размеров и делают Мурманск самым перспективным портом России.

Значительная часть морских перевозок осуществляется отечественным флотом. На Севере работает крупнейшее Мурманское морское пароходство, в составе которого свыше 60 транспортных судов, 10 крупных ледоколов, в т. ч. 7 атомных. Пароходство обслуживает заграничные линии и обеспечивает перевозки по Северному морскому пути.

Речной транспорт

традиционно был широко развит на Севере России. Этому способствует густая речная сеть, в которую входят крупные реки – Печора, Северная Двина, Вычегда, Нева, Свирь и др., а также крупнейшие озера – Ладожское и Онежское. Большое значение имеют построенные в разные годы искусственные водные пути – каналы. Волго-Балтийский водный путь имеет общую протяженность – от Невских ворот Петербургского морского порта до Рыбинского гидроузла – в 1003 км. Эта водная система обеспечивает проход крупнотоннажных судов из Волжского бассейна на Балтику и Беломоро-Балтийский канал.

Построенный в 1960-х годах Волго-Балт – глубоководный путь с 7 большими шлюзами – заменил старинную Мариинскую систему.

Беломоро-Балтийский канал проходит от Онежского озера до Белого моря по территории Карелии. Его протяженность от пос. Повенец на Онежском озере до г. Беломорска – 227 км.

Основные грузопотоки по Беломоро-Балтийскому каналу осуществляется по маршрутам Петербург – Архангельск и Кандалакша – Череповец судами смешанного плавания. Маршрут Кандалакша – Череповец освоен сухогрузами и теплоходами серийного типа «Нефтерудовоз», перевозящими из Мурманской области железорудный и апатитовый концентраты. Кандалакшский порт располагает для этого специализированными перегрузными комплексами.

Перспективы речного транспорта в немалой степени связаны с развитием портового хозяйства. Крупнейшим речным портом на Волго-Балте является Череповец. Поставка сырья и отгрузка продукции гигантских череповецких предприятий в значительной степени осуществляется дешевым речным транспортом. В Череповце функционируют три речных порта: порт общего пользования системы Северо-Западного речного пароходства и промышленные порты «Северстали» и «Аммофоса». В промышленном порту ЧМК построен пирс для приема железорудного концетрата и известняка с грузооборотом более 2 млн. т в год.

Перейти на страницу: 1 2

Публикации по географи

Стратегическое планирование в системе управления экономическим развитием региона на примере Липе
Липецкая область была образована 6 января 1954 года. Липецк – областной центр Российской Федерации, расположенный в центральной части европейской территории России. Одной из центральных проблем, стоящих п ...

Петропавловск-Камчатский
Петропа́вловск-Камча́тский — город и порт на Дальнем Востоке России, административный центр Камчатского края (до 1 июля 2007 — Камчатской области). Население — 194431 человек (2010). Расстояние о ...

Разделы сайта