“Территориальная структура” производительных сил России и ”территориальная организация”.

Таким образом, Указом Президента РФ введены новые единицы территориального деления страны, по которым обобщается статистическая информация (с политической точки зрения федеральные округа приобрели гораздо большее значение, нежели экономические районы). Примечательно, что очередные статистические сборники Госкомстата России субъекты Федерации сгруппированы не по экономическим районам (как это было прежде), а по федеральным округам.

Предельные значения социально-экономических показателей по федеральным округам различаются между собой меньше, чем аналогичные показатели по экономическим районам.

Экономические районы создавались для решения вопросов комплексного развития хозяйства на их территориях, экономического государственного прогнозирования, а также в целях индикативного планирования территориального развития России. Федеральные округа - для решения межрегиональных проблем экономической и политической интеграции, обеспечения реализации на местах управленческих решений федеральной власти. Федеральные округа в отличие от экономических районов больше выступают в качестве административно-координационных центров. Можно предположить, что опыт функционирования федеральных округов со временем способен инициировать процесс изменения основ экономического районирования России.

Разделение на экономические районы сейчас играет незначительную роль, так как были созданы федеральные округа. Однако кооперативные и иные связи по экономическим районам нашли свое отражение в деятельности межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия.

Межрегиональные ассоциации это объединения субъектов РФ, имеющие главной целью налаживание между ними экономического взаимодействия. Всего в России начиная с 1994 г. сформировано 8 М.а.: Ассоциация экономического взаимодействия территорий Северо-Запада (Карелия, Коми, Архангельская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Вологодская, Калининградская, Кировская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская области, г. Санкт-Петербург); Ассоциация областей и городов Центрального района России (Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Московская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская области и г. Москва); Ассоциация "Черноземье" (Белгородская, Брянская, Воронежская и др. области); Ассоциация социально-экономического сотрудничества республик, краев и областей Северного Кавказа (Республики Адыгея, Дагестан и др.); Ассоциация "Большая Волга" (Калмыкия, Марий Эл, Мордовия и др.), Ассоциация "Большой Урал" (Башкортостан, Удмуртия, Курганская, Оренбургская, Пермская области, Коми-Пермяцкий автономный округ и др.); Межрегиональная ассоциация "Сибирское соглашение" (Республики Алтай, Тыва, Хакасия, Алтайский, Красноярский края и др.); Дальневосточная ассоциация (Бурятия, Саха (Якутия), Приморский и Хабаровский края и др.) (17 С. 167). Можно предположить, что со временем они могут оказать влияние на изменение федеративного устройства страны.

Федеральные округа в большинстве своем совпадают с территориями восьми межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Федерации. Они, так же как и федеральные округа, условно объединяют в себя территории приграничных регионов. Исключение составляет Центральный федеральный округ, расположенный на территории двух ассоциаций - "Черноземье" и "Центральная Россия". Наблюдающееся незначительное несовпадение территориальных пределов и субъектных составов федеральных округов с аналогичными компонентами межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Федерации объясняется тем, что центральная власть при определении федеральных округов исходила не только из экономических соображений. В первую очередь учитывались административные, политические, этнонациональные факторы, превалировало стремление исключить сепаратистские тенденции во внутригосударственных отношениях. Иными словами, невозможность точного копирования управленческого и экономического моментов явилась причиной некоторого несущественного отклонения от чисто экономической целесообразности.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Публикации по географи

Региональный народно-хозяйственный комплекс России и его структура
Народное хозяйство является результатом экономического и социального развития общества, развития специализации и кооперации труда, международного сотрудничества с другими странами. Народнохозяйственный комплекс ...

Анализ производительных сил Уральского Федерального округа
Актуальность: В условиях развития рыночных отношений для научного обоснования радикальных экономических реформ особое значение приобретает региональная экономика - область научных знаний о размещении производите ...

Разделы сайта