Историко-культурный и природный потенциал в системе международного туризма

& О П Ы Т

Особенности историко-культурного и природного наследия

как основа экологического каркаса территорий

(по Е.В. Евдокимовой)

При рассмотрении территории как ресурса одним из основных ее свойств является способность обладать наследием, в этом случае территория выступает как вместилище природного наследия, что обусловливает особую функцию, которую она выполняет в геосистемных и социокультурных процессах. В данном контексте ценность территории определяется степенью насыщенности объектами наследия, закономерностями пространственного распределения, особенностями исторического развития территории, преемственностью сформировавшихся объектов наследия, их устойчивостью и изменчивостью. Современные подходы к пониманию наследия выделяют его как совокупность природных и культурных элементов, через которые социальные группы признают свою самобытность и обязуются передавать ее будущим поколениям.

В последнее время наблюдается переход от локальных объектов к охраняемым территориям наследия. Сегодня признано появление новых категорий наследия – культурных ландшафтов, промышленного наследия, культурного туризма, устных традиций.

Можно выделить несколько иерархических уровней системной организации региона, складывающихся в единый каркас: первый, самый низкий – локальные объекты наследия, дисперсного распространения, создающие фон и отдельные места сгущения; второй – территории наследия – историко-культурные и природные, играющие роль центров, ядер и выполняющие функции стабилизатора, объекты культурного ландшафта, имеющие определенную площадь; третий – элементы линейного распространения, играющие соединительную роль элементов кристаллической решетки; четвертый – явления наследия, часто представляющие собой надстройку, атмосферу, заполняющую отдельные площадные и линейные объекты определенной нагрузкой.

С точки зрения наследия культурный ландшафт выступает в двойственной роли: с одной стороны, представляет собой объект наследия, включающий культуру как аспект ландшафта, с другой стороны, и сам может рассматриваться как система. Отдельные культурные ландшафты различаются соотношением культурного и природного слоев, элементов традиционной и инновационной культуры, соотношением между наследием и современной культурой. Обычно выделяют четыре типа комплексов: городской, сельский, усадебный и монастырский.

Культурный ландшафт формируется как совокупность исторических моментов адаптации человеческих общностей к природной среде данной территории с использованием ее ресурсов при существующих уровнях развития производительных сил и духовной культуры. Устойчивость определяется сохранностью элементов предыдущих культур и постоянством природной среды, а изменчивость – либо изменением технологий (развитием, привнесением извне), экологическими катастрофами природного и антропогенного характера, а также сменой культур, связанной с миграционной активностью населения или увеличением антропогенной нагрузки (высокий естественный прирост, концентрация населения на определенной территории, возникновение различных типов поселений, эксплуатация природных ресурсов и др.).

Культурный ландшафт является основой устойчивого развития территорий, сочетая в себе наследие в природной среде, может находиться в устойчивом равновесии, так называемом динамическом равновесии культурного ландшафта. Отсутствие такого равновесия ведет к деградации культурного ландшафта. Таким образом, можно выделить три состояния культурного ландшафта: развитие, стабильность и деградация. Это напрямую зависит от степени сохранности объектов наследия. При этом историко-культурное и природное наследие является опорным каркасом культурного ландшафта, а объекты наследия выступают ядрами концентрации.

Таким образом:

1) любая территория обладает историко-культурным наследием, способным вернуть ее на прежний уровень или привести к развитию с изменением качества среды;

2) сохранение наследия гарантирует преемственность в адаптации человека к тем условиям, в которых существовали предыдущие поколения;

3) изменения приводят к заранее неизвестным результатам, они могут быть катастрофическими, наследие может исчезнуть;

4) территория не может сохраниться, так как изменяются и природные, и антропогенные факторы.

Культурный ландшафт как объект

культурного и природного наследия

(по Ю.А. Веденину, М.Е. Кулешовой)

Культурный ландшафт – объект Всемирного наследия

. Статус культурного ландшафта как объекта наследия был зафиксирован в документах ЮНЕСКО в 1992 году, хотя тенденции к его появлению появились уже 20 лет назад. Тогда, в 1972 году, была принята Конвенция о всемирном наследии, в которой в качестве объекта охраны рассматривались достопримечательные места как результат сотворчества человека и природы. Важнейшей частью культурного ландшафта является культурное наследие, сохраняемое в виде предметов или информации. В случае если оно является доминирующим фактором, определяя весь жизненный уклад населения данной местности, являясь условием формирования специфической архитектуры, археологии, этнологии, топонимики, фольклора и в целом всех сторон культурной жизни – в этом случае культурный ландшафт сам становится объектом наследия.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Публикации по географи

Ландшафтно-экологические основы организации природопользования в зоне орошаемого земледелия Дель
Актуальность темы. Сельскохозяйственное освоение дельты Сырдарьи, организация массивов орошения и пастбищного животноводства за счет безвозвратного водопотребления привело к возникновению противоречий между прои ...

Оффшорный бизнес и свободные экономические зоны в мировом хозяйстве
Свободные экономические зоны (СЭЗ) представляют собой одну из многообразных форм международных экономических отношений, прообразы которой использовались отдельными государствами в XIV—XV вв. в виде «свободных» г ...

Разделы сайта