Роль карты в учебном процессе

Роль эта сохраняется за картой не только в школе, но и тогда, когда взрослый человек пополняет свои географические знания из книг, газет, журналов и т. п. При хорошем знании карты запас географических знаний будет все время увеличиваться, наращиваясь на приобретенную ранее пространственную основу. Вот почему очень важно, чтобы в школе было прочно закреплено в памяти учеников положение определенного количества географического номенклатурного материала на карте. С этой целью учителя широко применяют различные приемы, ведущие к запоминанию картографического рисунка: вычерчивание карт или картосхем по памяти, заполнение контурных карт, работа с немыми картами и др.

Работа с картами способствует развитию воображения, памяти, логического мышления и речи учеников, умений анализировать, сравнивать, сопоставлять и делать заключения. Она является самым доступным и очень действенным средством активизации обучения в смысле развития самостоятельности учеников, возбуждения у них интереса к предмету и установления связей школьной географии с жизнью, с практикой коммунистического строительства. Например, с картами могут проводиться разнообразные по содержанию и форме фронтальные и индивидуальные практические работы на любых уроках географии, решаться всевозможные задачи, связанные с изучением и хозяйственным освоением территории, прилегающей к школе, принадлежащей родному колхозу, промышленному предприятию.

Учебные политические, экономические карты — важное средство идейно-политического воспитания учащихся. Они дают возможность наглядно показать успешное решение задач построения коммунизма в нашей стране, новый тип географического разделения труда между социалистическими странами, успехи национально-освободительной борьбы народов и крах колониальной системы империализма и т. д.

Таким образом, перед нами вырисовывается очень важное значение карты в преподавании географии. Его трудно переоценить. Крылатая формула «без карты нет географии» заключает глубокий смысл.

Как сама географическая наука не может существовать без карты, так и обучение географии без нее невозможно. Но из этого вытекает еще одно положение: нельзя рассчитывать на улучшение преподавания географии без серьезного внимания к вопросам картографической культуры. Последняя же определяется не столько качеством и количеством карт и других картографических пособий, какими обеспечивается школа, сколько уровнем использования карты в обучении, общей постановкой работы с картой в школе.

Перейти на страницу: 1 2 

Публикации по географи

Перспективы развития нефтегазового комплекса России территориальный аспект
Нефть и газ в современной мировой экономике являются одними из важнейших минеральных ресурсов, а также стратегически значимыми товарами. Актуальность представленной работы обусловлена тем, что в условиях о ...

Центральный федеральный округ
Республика Саха (Якутия) - субъект Российской Федерации, входит в состав Дальневосточного федерального округа, образована 27 апреля 1922 года. С высоким уровнем природно-ресурсного экономического потенциала. Сто ...

Разделы сайта