Характеристика отраслей специализации Северо-Западного федерального округа, проблемы их развития.

Отрасль специализации - отрасль, в которой:

- производство продукции обеспечено ресурсами на длительное время;

- стоимость производства ниже, чем в других районах;

- объем производства превышает собственные потребности района.

Современная промышленность характеризуется высоким уровнем специализации. Отрасли специализации определяют хозяйственный профиль федерального округа.

Экономический потенциал территории Северо-Западного федерального округа - один из крупнейших среди других округов, расположенных в Европейской части России. Его ведущая отрасль хозяйства - промышленность, доля которой в общероссийском объеме промышленного производства 12,7%.

В Северо-Западном экономическом округе выделяют такие отрасли хозяйственной специализации, как:

· Машиностроение;

· Морской транспорт;

· Черная и цветная металлургия;

· Химическая промышленность;

· Лесная промышленность;

· Рыболовство и рыбная промышленность;

Машиностроение

. Ведущая роль в специализации принадлежит машиностроительному комплексу. Машиностроительный комплекс - многопрофильный. Исторически развивается без наличия металлургической базы тяжелое машиностроение. Пик развития машиностроительного комплекса пришелся на 30-е годы - 40% машиностроения дает г. Санкт-Петербургский промышленный узел.

Машиностроение в Северо-западном районе имеет следующие стадии:

1. Производство корпусов машин

2. Производство узлов и деталей, запчастей

3. Чугунное и стальное литье

4. Сборка

Ведущие отрасли машиностроения:

- судостроение

- электротехническое машиностроение

- энергетическое машиностроение

- тракторное машиностроение

- сельскохозяйственное машиностроение

- приборостроение

- станкостроение

- электронная промышленность

Основная часть машиностроительных предприятий сосредоточена в г.Санкт-Петербурге и Ленинградской области. На базе большинства предприятий созданы производственные объединения. Крупнейшими машиностроительными предприятиями являются завод «Электросила» (производство мощных генераторов для тепловых и гидравлических электростанций), Невский металлургический завод (штучные, малосерийные машины, оборудование для АЭС, мощные экскаваторы), объединение «ЛОМО» (оптико-механическая продукция), «Светлана» (электронное оборудование), а также станкостроительные объединения, заводы точного машиностроения, радиоэлектроники, вычислительной техники и приборостроения.

Севро - Западный федеральный округ занимает одно из первых мест в Росси по производству морских судов разного типа, уникальных паровых, гидравлических и газовых турбин. Основные центры размещены в Санкт – Петербурге (верфи Балтийского, Адмиралтейского, Канонерского заводов и завод «Северная верфь», где строятся ледоколы, пассажирские теплоходы, нефтеналивные и рыболовные траулеры, рефрижераторы, лесовозы), Мурманске, Архангельске, Северодвинске, Сыктывкаре, Котласе, Калининграде.

Кировский завод в г.Санкт - Петербурге производит мощные тракторы и паровые турбины. Ижорский завод, размещенный близ г.Санкт-Петербурга, производит энергетическое оборудование, мощные эксковаторы. Заводы г.Санкт - Петербурга выпускают оборудование для металлургии, текстильной и целлюлозно-бумажной промышленности. Оборудование для деревообрабатывающей промышленности производится в Петрозаводске (Карелия).

Машиностроение Северо – Западного федерального округа отличается большой потребностью в труде массовых профессий, предприятия машиностроения, ориентированные на высококвалифицированные трудовые кадры (радиоэлектроника, приборостроение, электроника).

Морской транспорт

. Морские порты Северо-Запада перерабатывают более половины грузов, вывозящихся и ввозящихся морским транспортом. Особенно велика в морском грузообороте России роль портов Балтийского моря. Здесь расположены крупнейший в стране морской торговый порт Санкт-Петербурга, с грузооборотом в 30 млн т, и незамерзающий Калининградский порт. Значительно уступает им порт Выборга, вместе со своим аванпортом в Высоцке. На европейском севере выделяются: Мурманский и Архангельский порты.

В настоящее время значительная часть российских грузов из-за нехватки мощностей отечественных морских портов перерабатывается в странах Балтии и Финляндии. Ежегодно на этом Россия теряет более $1 млрд. В связи с чем важной задачей развития отечественного морского транспорта является: форсирование расширения мощностей российских морских портов на Балтике (Санкт-Петербург, Калининград, Выборг, Высоцк) и строительство новых крупных портов в Усть-Луге и Приморске (Ленинградская область).

Черная и цветная металлургия

Перейти на страницу: 1 2 3

Публикации по географи

Становление нефтяного дела в Баку способы добычи, транспорта и переработки нефти
Нефть — это тот фактор, который сближал и сближает не только отдельные страны, но и разные континенты. В этом историческом процессе ведущая роль принадлежала бакинской нефти. До завоевания Северного Азербайджана ...

Северный экономический район
Состав Северного экономического района: Архангельская, Вологодская и Мурманская области, Республика Коми и Республика Карелия. Площадь: 1466,3 тыс. км. Население: 6 млн. чел. Развитие хозяйственног ...

Разделы сайта