Пекин и Шанхай – крупнейшие города Китая

Рис. 97.

План Шанхая

По мере экономического роста Шанхая росло и его население. В 1950 г. Шанхайская агломерация насчитывала 5,3 млн жителей, в 1970 г. – 11,2 млн, в 1990 г. – 13,3 млн, в 2000 г. – 14,2 млн, а в 2005 г. – 17,4 млн. По административной реформе 1994 г. территория города тоже была увеличена до 6,3 тыс. км2 за счет «прирезки» соседних сельских уездов.

Архитектурно-планировочный облик Шанхая (рис. 97) также сильно изменился.

По-прежнему его главным фасадом служит набережная р. Хуанпу. Но на ее противоположном, правом, берегу находится район Пудун с контейнерным терминалом и международным аэропортом. Другие промышленные районы сформировались на северных и южных окраинах города. По размаху нового жилищного строительства Шанхай не уступает Пекину, хотя здесь сохранился и Старый город, который до 1912 г. огораживали городские стены. На рубеже XX и XXI вв. в Шанхае были сооружены небоскребы высотой в 380, 400 и 460 м (Мировой финансовый центр), и его все чаще стали называть «Манхэттеном Азии».

Как и в Пекине, в Шанхае еще много нерешенных проблем, что называется трудностей роста. Самая главная из них – перенаселенность: плотность населения здесь превышает 40 тыс., а в некоторых районах даже 160 тыс. человек на 1 км2.

«Народу на торговых улицах в часы «пик», – пишет В. С. Куликов, – столько, что, для того чтобы попасть в нужный магазин, покупателю приходится, как шоферу в потоке машин, «перестраиваться», дабы толпа не пронесла его мимо. Чтобы разделить потоки пешеходов, в Шанхае стали делать дополнительные тротуары и переходы на уровне вторых этажей зданий. Отсюда через окна, превратившиеся в двери, можно попасть прямо в магазин или другие заведения сферы обслуживания».[46]

С перенаселенностью непосредственно связаны и постоянные транспортные заторы, когда автобусы еле пробираются через сплошной поток велосипедов и пешеходов, и недостаток жилья, и так называемое шумовое загрязнение, которое нередко превышает допустимые нормы. Многие промышленные предприятия также отрицательно влияют на экологическую обстановку в городе.

Перспективные планы развития и Пекина, и Шанхая учитывают необходимость решения острых проблем этих городов.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 

Публикации по географи

Характеристика дальневосточного экономического округа
В противоречивом процессе становления новой социально-экономической системы в нашей стране все большее значение приобретает природный фактор развития общества, государства, отдельного человека. Исторически Ро ...

Рекреационная география
Уже давно существует необходимость создания учебного пособия по курсу «Рекреационная география», так как рекреация и туризм превратились сегодня в самые высокодоходные отрасли мировой экономики, и к тому же учебн ...

Разделы сайта