Юг Италии: преодоление отсталости

Таблица 23

«СООТНОШЕНИЕ СИЛ» СЕВЕРА И ЮГА В СЕРЕДИНЕ 1980-х гг., %

На втором этапе приступили к индустриализации Юга, к созданию здесь тяжелой промышленности, прежде всего металлургической, нефтеперерабатывающей, нефтехимической и химической. Выбору именно такого профиля индустриализации способствовали выгодное положение Южной Италии на морских грузопотоках нефти и железорудного сырья, а также открытие нефти и продолжение разработок серы и каменной соли в Сицилии, открытие природного газа на юге полуострова.

Важная и особенно интересная с географической точки зрения особенность индустриализации Юга заключается в том, что для этой цели были выделены 12 районов (зон) промышленного развития и дополнительно еще 27 менее крупных ядер индустриализации, которые вместе занимали 1/4 всей его территории. В дальнейшем число таких районов было увеличено, в том числе и путем продвижения их в Центральную Италию (рис. 72). При этом в большинстве выбранных районов индустриализация осуществлялась путем создания одного очень крупного предприятия, например металлургических комбинатов в окрестностях Неаполя (Баньоли) и в Таранто, нефтехимических комбинатов в Бриндизи и районе Сиракуз. Однако в дальнейшем эти «полюса роста» базовых отраслей промышленности стали обрастать уже более современными наукоемкими производствами, особенно в Неаполе и «промышленном треугольнике» Бари – Бриндизи – Таранто. На Юге появились также филиалы крупных автомобильных заводов (ФИАТ, «Альфа-Ромео»).

В 1980—1990-е гг. региональная политика на Юге Италии стала приобретать некоторые новые черты. В 1993 г., с началом нового этапа интеграции стран ЕС, было прекращено проведение «чрезвычайных мер», завершила свою деятельность «Касса Юга».

Наряду со средствами из государственного бюджета стал все шире привлекаться частный капитал. Произошел отказ от гигантомании, и теперь предпочтение отдается мелким и средним предприятиям. Италия предпринимает попытки привлечения на Юг финансовых и других ресурсов остальных стран ЕС. При этом ставка делается прежде всего на создание необходимой инфраструктуры для круглогодичной рекреации и туризма. Считают, что это в наибольшей степени поможет привлечь иностранные инвестиции. Полагают также, что создание в Западной Европе единого экономического пространства может благоприятно отразиться на Юге Италии.

Рис. 72.

Районы промышленного развития в Италии (по О. В. Грицай)

Все это свидетельствует о немалых усилиях по подъему Юга, который значительно улучшил свое благосостояние и из отсталого аграрного превратился в аграрно-индустриальный и даже индустриально-аграрный район, обладающий промышленными отраслями не только «нижних», но и «верхних этажей». Фактически прекратилась эмиграция. Заметно уменьшилось общее отставание Юга от Севера.

В подтверждение этого тезиса можно привести следующие данные. В результате проведения региональной политики ВВП из расчета на душу населения вырос на Юге в четыре раза. Доля занятых в сельском хозяйстве сократилась до 15 % при одновременной существенной модернизации этой отрасли. Теперь Юг Италии поставляет 7 % всей сельскохозяйственной продукции ЕС, т. е. в два раза больше, чем Греция, и примерно столько же, сколько Нидерланды или Великобритания. Хотя доля занятых в промышленности на Юге мало изменилась, увеличилось количество крупных предприятий общенационального значения: здесь, например, производится около 1 млн автомобилей в год. Теперь на Юге около 50 так называемых индустриальных округов, т. е. столько же, сколько на Севере. Длина дорожной сети увеличилась более чем в два раза. Почти не осталось жилищ без электричества и канализации. Детская смертность уменьшилась с 80 до 10 на 1000 новорожденных. В школу идут все 100 % детей, достигших 6-летнего возраста. Во всех административных центрах провинций имеются высшие учебные заведения.

Перейти на страницу: 1 2 3

Публикации по географи

Северный экономический район. Мурманская область
В условиях развития в России рыночной экономики есть необходимость рассматривать отраслевую структуру и размещение важнейших отраслей хозяйственного комплекса каждого федерального округа в отдельности с целью ан ...

Петропавловск-Камчатский
Петропа́вловск-Камча́тский — город и порт на Дальнем Востоке России, административный центр Камчатского края (до 1 июля 2007 — Камчатской области). Население — 194431 человек (2010). Расстояние о ...

Разделы сайта